Марина Антипова
Конспект занятия «Как появляется хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Как появляется хлеб» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обогащение знаний детей о процессе выращивания зерна и изготовления хлеба.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о том, как долог путь от выращивания зерна до появления хлеба на столе;
Публикация «Конспект занятия „Как появляется хлеб“» размещена в разделах
- формировать знания детей о профессиях людей, выращивающих зерно, производящих муку, хлеб; формировать понимание важности и значимости их труда;
- закреплять знания о сельскохозяйственной технике и её назначении в процессе выращивания и сбора зерна;
Развивающие:
- развивать диалогическую речь, активизировать речь детей словами - сеялка, нива, комбайн, жатва, агроном, хлебороб, элеватор;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, любознательности;
- развивать мелкую и общую моторику, трудолюбие.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу;
- формировать эмоциональную отзывчивость в рассуждениях о нелегком труде.
Интеграция образовательных областей:
Познание
Коммуникация
Социализация
Художественное творчество
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация; поднос с круглым хлебом; мука, соль, вода, растительное масло (для замешивания солёного теста, испечённый каравай.
Демонстрационный материал: испечённый каравай, слайды презентации, мука ржаная и пшеничная.
Предварительная работа: чтение и театрализация сказки «Колосок», изучение пословиц и поговорок о хлебе, сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин», разучивание стихотворения Якова Акима «Хлеб ржаной»; просмотр мультфильмов «Берегите хлеб», «Чудо мельница», «Хлеб», «Слово о хлебе»; по просьбе воспитателя, любые рассказы родителей детям о хлебе в нужные моменты — в магазине, за обедом.
Методы и приё мы: игровой, наглядный, словесный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественного слова.
Приветствие (организационный момент) :
Дети вместе со мной встают полукругом.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Я для вас сегодня приготовила подарок, но сначала отгадайте загадку.
«Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!»
Выношу каравай на подносе с рушником. Отрезаю кусочек хлеба.
Ребята, посмотрите на кусочек хлеба. Вот он лежит перед нами мягкий, пахучий, весь в дырочках, а с краю хрустящая корочка.
Хлеб — наша главная еда, которую нельзя заменить ничем другим. Поэтому с давних пор гостей встречали самым дорогим — хлебом-солью. Такая традиция сохранилась и до наших дней. Про хлеб с уважением говорят :
«Хлеб — всему голова!».
Именинникам на именины пекут каравай. Есть такой хоровод-игра. Давайте сегодня споем его для нашего хлеба!
Р. н. хоровод «Каравай».
Человек всегда бережно относился к хлебу. Очень дурным поступком считалось и считается выбросить недоеденный кусочек. Ведь хлеб — не только еда. В нем труд многих людей. Им пришлось немало поработать, чтобы на нашем столе появился этот кусочек хлеба.
Поскорее накрывай стол скатеркой чистой.
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок и маслян он, в меру крут, посолен -
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем!
Режь да ешь от всей души, силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши, хлебом не кидайся!
Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился,
Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!
Ребята, давайте я угощу вас хлебом! (Дети отламывают по кусочку каравая и угощаются).
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел!
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ребята, подскажите, кто из вас знает, из чего делают хлеб? (Ответы детей). Откуда появляется мука? (Ответы детей).
А теперь я вам предлагаю послушать и посмотреть историю о том, как появляется хлеб.
Рассаживаю детей
Ранней весной в поле выезжают трактора. Ими управляют кто? …. (трактористы). Какую работу делает тракторист на тракторе? Сначала к трактору прицепляют плуг — он пашет землю. (Демонстрация слайдов)
Потом прицепляют борону (большие железные грабли) — тракторист на тракторе рыхлит землю — боронует.
Потом прикрепляют сеялку — тракторист и его помощник сеют зерно в землю.
Ребята, как вы думаете, дальше зернышки прорастают и растут сами по себе? Нет, конечно. Очень много работы и заботы у агронома. Тщательно следит он, как растут колоски. Не едят ли посевы разные вредные жучки, и другие насекомые, не забили ли посевы сорняки! Следит агроном за погодой. Если засуха — поливать нужно посевы. Но одному агроному с огромным полем не справиться, вот и помогают ему выращивать хлеб люди, которые живут и работают на селе. А, чтобы полить огромную ниву или удобрения внести, чтобы лучше росли посевы, вызывает агроном даже авиацию! Есть такие небольшие самолеты «кукурузники», с помощью которых можно быстро обработать поля.
И вот, заколосилась нива.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал, (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся (ладошки сложить под щёчками)
Ну вот и в поле созрели колоски, пришла пора сбора урожая. Какие машины используют для уборки хлеба? (Комбайны).
Кто работает на комбайне? Комбайнеры. Какую работу делает комбайнер на комбайне?
Жнет колосья и обмолачивает их, т. е. в комбайне есть такой механизм — молотилка, который отделяет зернышки от стебельков и колосков.
А кто вывозит зерно с поля? Шофер на грузовой машине. Кто знает, ребята, куда отвозит зерно шофер? В большие зернохранилища. Они называются элеваторами.
Там зерна сушат и сортируют. На элеваторах работает много людей. С элеватора зерно повезут на мельницу, мукомольный комбинат.
На мельнице работают мельники или по современному — мукомолы. Зерна перемалывают и получается мука.
Сейчас мы можем купить муку в магазине в бумажных пакетах. Вот — посмотрите!
Подаю детям пакет с мукой.
Попробуйте!
Ребята, как мы можем назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб?
Хлеборобы.
Ребята, много пришлось потрудиться людям, чтобы вырастить хлеб.
А как работают хлеборобы?
Старательно, не зная отдыха, не покладая рук, с утра до ночи, засучив рукава.
А как назвать человека, который хорошо работает, любит трудится? - Трудолюбивый.
Да, ребята, не даром в народе есть такая пословица:
Не трудиться — хлеба не добиться!».
Ребята, а куда дальше отправляется мука? Правильно на хлебозавод, в пекарню.
Кто работает на хлебозаводе? Пекари. Профессия пекаря всегда была очень почетной и уважаемой!
На заводе из муки делают тесто и пекут из него булки, плетенки, караваи, буханки.
А почему хлеб бывает разный? Черный и белый.
Правильно, потому что тесто делают из разной муки. Черный хлеб пекут из муки, которая получается из ржи.
Как она называется? Ржаная. А хлеб — ржаной.
А белый (пшеничный) хлеб и разные вкусные булочки пекут из пшеничной муки.
Показываю детям муку ржаную и пшеничную, сравниваем между собой колос ржи и колос пшеницы на слайде.
Русский стол немыслим без хлеба.
«Без хлеба куска — везде тоска!»
«Плох обед, коли хлеба нет».
Ребята, обратите внимание на разнообразие хлебобулочных изделий, которые выпекают на хлебозаводе.
Это и хлеб разнообразный, и булка, и сушки, и баранки, и калачи, и ватрушки, и пряники, и печенье, и бублики, и сухари ….
Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен!
Ребята, итак, чтобы испечь хлеб, нужно. правильно замесить тесто! Когда мамы или бабушки замешивают тесто для хлеба, они берут воду, дрожжи, соль, муку. А мы сегодня с вами тоже попробуем замесить тесто, но не совсем настоящее. Наши булочки и крендельки будут предназначены для игры, поэтому мы с вами в тесто добавим побольше соли.
Замешиваем тесто. Дети по очереди принимают в этом активное участие.
Передаем получившееся тесто из рук в руки, делимся ощущениями: «Какое же оно на ощупь?».
Раскатываем колбаски и сворачиваем крендельки. Оставляем их сохнуть.
Рефлексия: Давайте подведём итог занятия и вспомним как много труда людей было вложено в хлебушек, который мы с вами сегодня попробовали. С чего начинается работа в поле? Для чего тракторист боронит землю? Как зерно попадает в землю? Что необходимо для прорастания зерна? Как агрономы следят за посевами? Как происходит сбор зерна. Куда везут машины зерно с поля? Где зерно превращается в муку? Кто печёт хлеб? Выслушиваю ответы детей, отвечаю на их вопросы. Делаю вывод: видите, насколько сложен процесс получения хлеба? Каждый, кто это знает будет уважать труд хлеборобов, ценить хлеб.
Потом (на следующий день) красим крендельки желто-оранжевой акварелью и покрываем лаком без запаха. Используем изделия в