Cветлана Гальченко
Конспект занятия по музыкальному развитию в старшей группе «К нам волшебница Осень пришла»
Конспект НОД по музыкальному развитию в старшей группе «К нам волшебница Осень пришла»
Цель: Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре.
Расширение музыкального кругозора. Привлечь детей к созданию предметно- игровой среды (оформление интерьера осенней тематики).
Образовательные задачи:
Создать условия для восприятия музыкального образа, характера, настроения, выраженных музыкой.
Обогащать музыкально-слуховой опыт.
Формировать музыкально-слуховые представления.
Расширять знания о композиторах. Знакомство с произведением композитора П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь».
Обогащать активный и пассивный словарь, используя слова, определяющие характер музыки: «задумчивая», «взволнованная», «беспокойная».
Формировать навыки исполнительства в музыкально-ритмической деятельности.
Побуждать к самостоятельному исполнительству в различных видах деятельности.
Вызвать интерес к деятельности, ориентируясь на игровую позицию.
Развивающие задачи:
Развивать способность к более продолжительному восприятию музыки в условиях игры, импровизированного движения, слушания музыки вне движения и игры.
Развивать внутренние психические процессы: произвольное внимание, память,
мышление.
Развивать музыкальные способности: чувство музыкальной формы, чувство ритма,
способность двигаться в соответствии с характером музыки,
способность творчески интерпретировать свое восприятие музыки в импровизации
движений.
Развивать креативные способности: творческое воображение и фантазию,
потребность к самовыражению в различных видах художественно-творческой
деятельности.
Развивать координацию и точность движений.
Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.
Развивать умение работать в группе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.
Воспитывать потребность в восприятии музыки.
Воспитывать чувство удовлетворения посредством создания ярких образов.
Воспитывать потребность в эмоционально-деловом сотрудничестве со сверстниками
и взрослым.
Способствовать улучшению микроклимата в группе в условиях коллективных переживаний, совместного творчества.
Предварительная работа: Знакомство с произведениями русских композиторов: «Марш» Д. Шостаковича, «Смелый наездник Р. Шумана, знакомство с произведением П. Чайковского «Мама». Работа с музыкально-дидактическим игровым пособием «Вот какое настроение». Разучивание в группе стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».
Материалы и оборудование.
Мультимедийный проектор. Фото волшебницы Осени. (ИКТ).
Аппаратура для прослушивания аудиозаписей. Аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь».
Музыкально – дидактическое пособие к игре «Вот какое настроение».
Готовые плоскостные украшения: осенние листья, желуди, рябина и др.
Стена в музыкальном зале, оформленная зеркалами.
Ход деятельности.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы хотели бы послушать красивую музыку? («Да»)
(На экране появляется фото волшебницы Осени)
Решила волшебница Осень подарить нам осеннюю музыку и сказала: «Музыка зазвучит только тогда, когда зал будет по-осеннему украшен».
Взмахнула Осень одним рукавом – и разлетелись красивые листочки по одной стене (показываю рукой в сторону оформленной взрослыми стены,
Взмахнула другим – и еще краше полетели листочки на другую стену (показываю). И только приготовилась украсить третью сторону, как ворвался
ветер, закружил, завертел листья и спрятал их. Опечалилась Осень и исчезла из зала.
(Пытаюсь включить аудиозапись – музыка не звучит).
Музыкальный руководитель: Как же нам быть? Что же делать?
Ответы детей.
Дети предлагают различные варианты:
-«проверить включение в сеть» (проверяем, проблема не решена,
-«попробовать включить другую аппаратуру» (пробуем, проблема не решена)
-«сыграть на пианино» («не знаю, какую музыку, волшебница Осень не оставила ноты») и др.
Даю положительную оценку каждому предложению.
Останавливаемся на варианте: «Найти листочки. Украсить зеркала.»
Дети ищут украшения. Находят. Самостоятельно выбирают каждый себе листочки для украшения. Оформляют.
Музыка включается. Дети слушают «Осеннюю песнь» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Ребята эту музыку написал знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Называется эта пьеса «Октябрь. Осенняя песнь».
Какое настроение у музыки?
Ответы детей:
-«музыка грустная»,
-«ласковая»,
-«спокойная» и др.
Музыкальный руководитель: Да, пьеса жалобная, задумчивая. А в середине взволнованная, беспокойная. Но потом опять печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии. Какая картина осени изображена в музыке?
Ответы детей:
-«осыпаются листья»
-«дует ветер»
-«наступают холода» и др.
Музыкальный руководитель: Да, в музыке можно услышать и порывы ветра, и как падают листья.
Русский поэт Алексей Константинович Толстой писал в своем стихотворении:
Осень. Обсыпается весь наш белый сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…
Как и музыка Петра Ильича Чайковского, стихотворение печальное, грустное. Какое стихотворение об осени вы еще знаете?
Дети: «Осень наступила» А. Плещеева.
Музыкальный руководитель: Кто хочет прочитать это стихотворение так, чтобы все мы почувствовали, какое настроение выражено в нем.
Ребенок читает стихотворение.
Музыкальный руководитель: предлагает детям с помощью пособия «Вот какое настроение» оценить выразительность чтения.
Дидактическоя игра «Вот какое настроение».
Музыкальный руководитель: Хотите потанцевать под музыку П. И. Чайковского?
Дети импровизируют танец.
Музыкальный руководитель: А кто хочет один станцевать?
Индивидуальные импровизации. Дети после каждого музыкального фрагмента одобряют выступающего аплодисментами.
В конце занятия беседа.
Музыкальный руководитель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Ответы детей:
-танцевали
-слушали музыку
-украшали зеркала
Музыкальный руководитель: Почему зазвучала музыка?
- мы помогли Осени
Музыкальный руководитель: Как помогли?
Ответы детей:
-нашли украшения.
Музыкальный руководитель: Вы молодцы! Вы нашли листочки для Осени и так красиво, необычно, ярко украсили наш зал. Осень подарила нам волшебную музыку. Давайте отблагодарим ее.
Фотографируем интерьер и отправляем Осени сообщение с фотографией по телефону.