Елена Старостенко
Конспект занятия «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Старшая группа.
Цель: Знакомство детей с творчеством художника А. К. Саврасова. Воспитание эстетического вкуса, любви к живописи.
Задачи: 1. Развивать способность высказывать эстетические суждения при рассматривании пейзажа.
2. Обогащать эмоционально-эстетическое восприятие детей при рассматривании пейзажа.
3. Закреплять умение смешивать краски.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
1. Наблюдение за изменениями, происходящими в природе с наступлением весны: таяние снега, капель, поведение птиц. Цвет неба, снега.
2. Беседа о весне.
3. Рассматривание картин: «Март» Левитан;
«Мартовсий снег» Грабарь.
4. Чтение рассказа: Г. Скребицкий «Грач»;
Ф. Н. Тютчев «Весна».
Ход занятия:
Негромко звучит музыка, в группу входят гости, дети здороваются с ними, приглашают их сесть.
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости.
Гости дорогие
Важные такие
В группе здесь у нас сидят.
Строго так на всех глядят.
Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет. А какие они? Добрые, внимательные, весёлые, улыбчатые…
И не строго, а с улыбкой.
Очень тёплой, и простой,
Гости нас встречают с вами.
Чем ответим? Добротой.
Давайте пожелаем нашим гостям «доброго утра» и пусть это пожелание будет добрым и искренним.
Дети: - Доброе утро, гости дорогие!
Удивительный мир окружает нас – это мир природы.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять, на долго миновала.
Вы услышали сейчас стихотворение, и ясно себе представили, о чём в нём говориться. О чём? О весне. А какие стихотворения о весне вы знаете? (Дети читают стихи).
Поэты и писатели, словом передают красоту природы. С помощью ещё, каких средств можно передать красоту природы, вы узнаете, если загляните в волшебную коробочку.
(Воспитатель загадывает загадки).
1. Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
А сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым (Краски и кисть).
2. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке (Кисточка).
3. Жмуться в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь красота! (Карандаши в коробке).
4. Если ты его отточишь –
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш).
5. Если ей работу дали –
Зря трудился карандаш. (Резинка).
Художники передают красоту природы красками. В жизни мы иногда не замечаем красоту природы, а художники очень внимательные и необычные люди, которые умеют передавать красоту предметов с помощью цвета, формы, линий.
Как называется картина, на которой изображена природа? Пейзаж. А художника, который рисует пейзажи, называют – художник-пейзажист. Это трудное, новое слово. Давайте повторим все вместе (хоровой и индивидуальные ответы).
Одним из первых художников, которые посвятили своё искусство родной природе, был Алексей Кондратьевич Саврасов.
Родился он в Москве. Жили Саврасовы бедно. Одна радость была у мальчика – он любил рисовать. И, чтобы помочь семье, продавал соседям-купцам свои небольшие акварели.
Очень хотелось ему стать настоящим художником. И Саврасов поступил в Московское училище живописи. Успешно окончил его. Потом всю жизнь он рисовал пейзажи.
Саврасов не только сам писал картины, но и учил живописи других. Ученики его любили. Это был добрый, скромный человек. Таким мы и видим его на картине. Из всех времён года художник больше всего любил весну. Один из учеников Саврасова вспоминал, что, бывало, как только стает снег, Алексей Кондратьевич приходил к ним в мастерскую и сообщал, словно про чудо какое-то: «Ступайте в Сокольники, фиалки уже распустились…Красота неизъяснимая!. Ведь весна – уже лужи, воробьи чирикают, хорошо!». И, примостившись где-нибудь на опушке леса или на берегу реки, будущие художники, старались перенести в свои альбомы красоту весенней природы.
Кто знает, как называется место, где хранятся картины? Правильно, картинная галерея.
В нашей группе мы создали свою картинную галерею. Давайте подарим гостям картины, которые вы сами рисовали (Дети дарят).
Перед нами репродукция картины А. К. Саврасова. Как она называется, я пока не скажу. Попробуем догадаться.
Более 100 лет назад написал художник свою замечательную картину. Но и теперь, как и прежде, в Третьяковской галерее у небольшого полотна собираются люди и подолгу его рассматривают.
Пусть и наше знакомство с русским пейзажем начинается с этого произведения.
Как вы думаете, какое время года, изобразил художник? Правильно, раннюю весну. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении.
Давайте рассмотрим картину и представим, что мы с вами оказались в этой картине. Опишите, что вы видите перед собой?
На первом плане – грачи. Они заняты важным делом : суетятся, перекликаются, как - бы, советуясь между собой. Один из них подобрал веточку. Грачи спешат соорудить гнёзда.
На каких деревьях любят вить гнёзда грачи? На берёзах. Верно.
Художник нарисовал группу берёз. Берёзы не похожи друг на друга. Старые деревья, с тёмными стволами, кривые, со сломанными ветками, искривились, изогнулись в разные стороны, видно не щадили их зимние ветры и метели, и молодые берёзы – стройные, с тонкими светлыми стволами. Все деревья без листьев. На их верхушках – грачиные гнёзда.
Потом наш взгляд уходит туда, где за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений, возвышается колокольня старой церкви. А ещё дальше – вольно раскинулась земля, и небо – лёгкое, с голубыми оконцами – просветами.
Какого цвета небо изобразил художник? Серо-голубого, немного желтоватое, пасмурное.
Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких, нежно- голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу.
Набухают почки на берёзах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд.
Лёгкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки.
Что у нас под ногами?
На земле много не растаявшего снега, но кое-где видны небольшие проталины. Снег уже серый, а не белый. Он грязный, рыхлый, зернистый, покрыт жёсткой корочкой тонкого льда. На следу ясно выделяются следы грачей.
Что вы слышите, находясь в этой картине? Крики грачей.
Посмотрите, какие нежные, как-будто размытые, цвета в картине: бледно-голубые, беловато-серые, светло-коричневые. Ведь художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот не глубокий – природа постепенно начинает оживать: трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и тянуться к свету молодые берёзы. Даже как-будто слышно, как поскрипывают от снега их стволы, а в проталинках булькает вода.
Физминутка.
Стало солнце пригревать,
Стали капельки стучать.
Капля - раз, капля – два,
Капли медленно сперва,
А потом всё быстрее и быстрее
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони.
Грач на веточке весело качается,
Он весеннему солнцу улыбается.
Полетел наш грач, крылышками машет.
В синем небе полечку он пляшет.
Вот присел у лужицы,
Хочет он напиться.
По воде крылом стал бить,
Хочет он умыться.
Грач умылся, полетел
И на ветку снова сел.
Вы видите, людей здесь нет. И в то же время, всё говорит о том, что они где-то рядом. Ведь это люди построили изгородь, сараи, церковь. Люди скоро вспашут землю и засеют её зерном.
Какое настроение вызывает у вас эта картина?
В картине чувствуется одновременно и печаль и радость, и улыбка и раздумье.
Как можно назвать эту картину? Ранняя весна. Весна. Весенний день. И т. д.
Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».
Какое хорошее название! Как-будто кто-то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!»
Эта картина является одной из самых замечательных в нашем искусстве. Художник увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям.
И хотя жил художник давно, его имя мы будем вспоминать с благодарностью.
Своим искусством он говорит нам: «Смотри, как прекрасна твоя земля. Люби и храни её!»
Ребята, мы рассмотрели картину, послушали рассказ о художнике. А теперь скажите, о чём вам подумалось, о чём мечталось или вспоминалось, когда вы смотрели на картину. Чем понравилась вам картина? Ответы детей.
И сегодня, много лет спустя, его картины близки и понятны нам.
Кто хоть раз их увидит, тот не пройдёт потом равнодушно и мимо рощи в осеннем уборе, и мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце. Обрадуется человек этой встрече с прекрасным и, наверное, станет лучше, добрее.
А чтобы наша картинная галерея не пустовала, я предлагаю вам, ребята, побыть художниками – пейзажистами и нарисовать пейзажи с изображением ранней весны. Ещё раз внимательно посмотрите на картину и подумайте, как бы вы нарисовали раннюю весну.
Звучит музыка.
Дети выбирают листы для рисования, подходят к столам и начинают работу.
Анализ работ.
Итог.
А я хочу сказать добрые слова в адрес наших гостей. Я благодарю их за то, что они приняли участие в нашем занятии, за добрые, красивые улыбки.