Мария Богданова
Конспект занятия по составлению описательного рассказа «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной учебной деятельности.
Воспитатель: Богданова М. С
Дата:26.03.18
Образовательная область: «Коммуникация».
Раздел : «Развитие речи».
Тема: Составление описательного рассказа «Грачи прилетели».
Цель: Закреплять знания детей о перелетных птицах.
Задачи:
1. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к птицам.
Публикация «Конспект занятия по составлению описательного рассказа „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивающая: Развивать речь детей, расширять словарный запас, следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий
3. Обучающая: Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
Оборудование и технологическое обеспечение: картина А. Саврасова «Грачи прилетели», сюжетные картинки о разных периодах весны (ранняя, поздняя).
Полилингвальный компонент: онтустік – юг- south, карга – грач- rook, коктем – весна- Spring.
Вводная часть.
Ход занятия:
Воспитатель: Побуждение ребенка к процессу:
Загадывает загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Хвалит детей.
Читает стихотворения А. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Дети: Проявление интереса
к разгадыванию загадки.
Внимательно слушают, размышляют, отгадывают.
-весной.
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель:- После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами солнца земля. Тает снег, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. Возвращаются из дальних краев домой первые весенние вестники – грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон птиц.
Мы с вами можем многое сказать о весне словами. А чем можно еще выразить свое представление о весне?
Предлагает попробовать узнать что нам хотел сказать, Алексей Кондратьевич Соврасов, которого, к сожалению, давно нет, но сохранилась его картина «Грачи прилетели».
Радуются похвале.
Внимательно слушают стихотворение.
Рассказывают о чем оно, свое отношение к времени года весна.
Дети: Осознание ребенком проблемы, требующей разрешения
С интересом слушают рассказ педагога. Представляют описываемую картину.
Ответы детей.
Выражают узнать, о чем с помощью красок и холста нам хотел рассказать великий художник.
Основная часть.
Воспитатель: Выставляет картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
- Алексей Кондратьевич рассказал нам о весне с помощью холста и кисти. Обращает внимание детей на картину.
Дети: Включаются в процесс познания. С любопытством рассматривают картину. Рассказывают о том, что они тоже рисуют, что им нравится. С интересом разглядывают картину
Воспитатель: Организует беседу по картине:
- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
- Расскажите о грачах, что они делают?
- Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для обустройства своих гнезд?
- Какие деревья выбрали грачи?
-Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались?
- Дети, а что вы можете сказать о небе?
-Какие облака?
- Ребята, а каким вы видите снег?
- Ребята, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину?
- Вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?
Дети: Активно участвуют в беседе.
Отвечают на вопросы педагога.
-Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.
-Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.
-Здесь спокойно и тихо. Это окраина села: видно несколько деревянных домов, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.
-Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.
-Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.
-Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.
Голубовато – серые, серо- желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые.
-Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным.
-Немного холодно, чувствуется свежесть, бодрость, тепло весны. Легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.
Выражают свое отношение к картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Воспитатель: Организует физминутку «Весенняя песенка» :
А уж ясно солнышко припекло, припекло
И повсюду золото разлило, разлило
Ручейки на улице все журчат, всё журчат
Журавли курлыкают и летят, и летят.
Дети: Выполняют движения вместе с педагогом.
идут по кругу, взявшись за руки, и поднимают их;
продолжают идти и медленно опускают руки;
бегут на носочках в противоположную сторону, руки на поясе;
меняют направление движения, идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.
Воспитатель:Кто желает по этой картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце. О небе, о снеге и облаках, о наступившей весне и уходящей зиме, о березах и крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам картины.
Дети: 2-3 ребенка составляют описательный рассказ картине, придумывают название рассказа, используют слова синонимы, прилагательные, наречия.
Рассказывают выразительно, не спеша.
Обращаются при необходимости за помощью
Воспитатель: Продолжает учить детей составлять описательный рассказ, подбирая и употребляя в речи сравнения, образные выражения, синонимы и определения.
Дети: Продолжают учиться составлять описательные рассказы по картине. Составляя рассказ, используют в речи сравнения, определения, синонимы. Пытаются добавить в свой рассказ образные выражения.
Итоговая.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы сегодня были очень красноречивы, рассказывали интересные рассказы по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Теперь мы знаем, что хотел нас сказать великий художник.
Предлагает детям понаблюдать за грачами на прогулке и рассказать свой рассказ родным и близким.
Дети: Осознание ребенком результатов своей деятельности
Радуются достигнутому результату, достижению своей цели, похвале.
Соглашаются педагогом. Кратко рассказывают о картине.
С удовольствием соглашаются, обещают рассказать о картине и художнике.