Евгения Нутикова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и приобщению к искусству в старшей группе «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
[/h3]
Цель: Приобщение детей к прекрасному миру живописи. Продолжать формировать навыки составления описательного рассказа.
Программные задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и приобщению к искусству в старшей группе „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Коррекционно-образовательная – учить детей рассматривать картину, правильно понимать её содержание; учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (скороговорками, закличками).
Коррекционно-развивающая - развивать диалогическую речь - отвечать на поставленные вопросы. Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать творческое воображение.
Кррекционно-воспитательная — воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность.
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Портрет А. К Саврасова; репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; магнитофон; голоса птиц в DVD-записи; мяч; музыкальные инструменты (бубны, трещетки, ложки, шумелки, треугольник, бубенцы).
Словарная работа:
а) обогащение: пейзаж, оттепель, проталины, грачи, гнезда, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый; вестники весны.
б) активизация: слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, чинят, тает, скрылось и т. п.
слова - определения: радостные, шумливые, старая корявая береза, молодые, стройные, ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке.
Предварительная работа:
1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
2. Рассматривание иллюстраций, картин разных жанров изобразительного искусства.
3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».
4. Наблюдения в природе во время прогулок, с родителями.
5. Рисование времен года.
Методы и приемы: художественное слово; напоминание; вопросы-ответы; беседа по картине; помощь в составлении рассказа; поощрение; физминутка; дидактические игры; прослушивание DVD -записи.
Ход занятия.
Организационный момент. Психогимнастика:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!
Подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем наше занятие.
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Воспитатель: Ребята, что вы слышите?
Дети: Это кричат птицы.
Воспитатель: Какие птицы так разговаривают?
Дети: Предположения детей (грачи).
Воспитатель: Правильно, а когда так поют грачи?
Дети: Грачи так поют весной.
Воспитатель: Скажите, как в народе называют грачей? Почему?
Дети: В народе грачей называют вестниками весны, так как они первыми возвращаются из теплых краев.
Воспитатель: Послушайте скороговорку.
У грачихи пять грачат.
Громче всех они кричат.
(Воспитатель предлагает произнести скороговорку: громко, тихо, медленно, быстро).
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что с наступлением весны грачи возвращаются из теплых краев в родные места. Я предлагаю вам поиграть в игру «Признаки весны», и вспомнить, какие еще изменения происходят весной в природе. Предложение должно начинаться со слова «Весной…».
Игра с мячом «Признаки весны».
Дети: Весной солнце светит ярче; весной тает снег; весной капает капель; весной на деревьях набухают почки; весной появляются проталины; весной трескается лед на реках; весной появляются первые цветы – подснежники; весной бегут, журчат, звенят ручьи; весной просыпаются животные после зимней спячки; весной день становится длиннее, а ночь короче.
Воспитатель: Скажите, Если сейчас весна, то, какое время года было до нее? А что наступит потом?
Дети: До весны была зима, а после весны наступит лето.
Воспитатель: Назовите весенние месяцы по порядку.
Дети: март, апрель, май.
Молодцы!
(Дети присаживаются на стулья).
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что с наступлением весны природа оживает, пробуждается, появляются новые краски. Давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить.
Игра «Закончи предложение»
Поэты пишут ….стихи, композиторы пишут ….музыку, художники пишут…. картины.
Воспитатель: Ребята, какие жанры живописи вы знаете?
Дети: Пейзаж, натюрморт, портрет, автопортрет.
Воспитатель: Что такое пейзаж?
Дети: Это когда художник на картине изображает природу: реки, горы, деревья, поля, небо.
Воспитатель: Что такое Натюрморт?
Дети: Натюрморт это изображение предметов, которые нас окружают, которые создал человек и природа.
Воспитатель: Чем портрет отличается от автопортрета?
Дети: Портрет это когда художник изображает человека, друга, близких людей, а на автопортрете художник рисует себя.
Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет. (Показ портрета). Главное произведение этого художника «Грачи прилетели».
Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите, в каком жанре написана эта картина? Почему?
Дети: Эта картина написана в жанре пейзаж, потому что на ней изображена живая природа.
Воспитатель: Правильно, это пейзаж. Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину, какое время года изобразил на картине художник?
Дети: На картине художник изобразил весну.
Воспитатель: Какая это весна?
Дети: Это ранняя весна.
Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?
Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.
Воспитатель: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
Дети: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.
Воспитатель: Расскажите о грачах. Что они делают?
1-й ребенок. Грачи поправляют, ремонтируют старые гнезда, вьют новые, чтобы откладывать яйца и высиживать птенцов. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой.
В. : Какие деревья выбрали грачи?
2-й ребенок. Грачи выбрали березы. На переднем плане стоит старая корявая береза, а справа в воде стоят длинные, стройные, молодые березы. Гнезда у грачей на толстых, упругих ветвях. Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались?
3-й ребенок. Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?
4-й ребенок. Небо немного хмурое, серое, тяжелое, свинцовое, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо. Оно покрыто голубовато-серыми облаками. Облака: серо-желтые кучевые, пушистые, задумчивые, прозрачные, и т. д.
Воспитатель: Ребята, расскажите, каким вы видите снег?
5-й ребенок. Снег на картине потемневший, грязный, рыхлый, сырой, холодный, мокрый, подтаявший, печальный, талый.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам «войти в картину». Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Дети: Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль и грусть по уходящей белоснежной зиме.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
(Дети выходят встают в круг).
Физминутка «Грачи»
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Воспитатель: Ребята, мы с вами рассмотрели картину. Кто желает по этой замечательной картине составить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне, о уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Рассказы детей).
Воспитатель: Молодцы! Замечательные у вас получились рассказы!
Воспитатель: Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой. А помогут нам наши музыкальные инструменты.
(Ритмичное исполнение заклички с музыкальными инструментами).
Уж вы, пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
Мимические упражнения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько перелетных птиц к нам прилетело! Покажите свое удивление. (Дети мимикой изображают удивление). Но нам с вами немного грустно от того, что зима прошла. (Дети мимикой изображают грусть). Ребята, А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость).
Итог занятия. Воспитатель: Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. В следующий раз мы познакомимся с творчеством других художников-пейзажистов.