Лучший педагог года

Конспект занятия «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Каргина
Конспект занятия «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Задачи:

- научить понимать назначение денег;

- дать детям представление о денежной единице;

- показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;

Публикация «Конспект занятия „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитание стремления прийти на помощь, умения договариваться.

Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.

1 Станция – «Ознакомительная».

Восп. : Послушайте мою загадку, и узнайте, о чём мы будем сегодня говорить.

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!»

Дети: Деньги.

Восп. : - Посмотрите на экран. Что вы видите? (деньги). Да, это деньги – бумажные и металлические, разных стран и достоинств.

-Что такое деньги? Откуда можем узнать? (энциклопедия).

-Деньги – это средство обмена: люди меняют деньги в обмен на товары и услуги, которые им необходимы.

Восп. : А теперь немного порассуждаем. Возьмём 1 рубль. Из чего он состоит? Из копейки. Рублями пользуются в нашей стране. А в других странах, какие деньги? (Америка – доллар, Германия, Франция – евро, Украина – гривна). Как называются деньги других стран? (валюта).

Восп. : Зачем нужны деньги? (покупка товара, продуктов, оплата бытовых услуг, проезда, развлечений).

-Что с ними можно делать? (зарабатывать, тратить, копить, вкладывать, менять).

Восп. : Мы так привыкли к деньгам, что у меня возник вопрос: а были ли деньги у древнего человека? Отправляемся в информационный центр наших исследований.

I. Мы оказались в Древнем Мире.

Восп. : Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги.

Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными

необходимыми вещами.

Восп. : Перед нами первобытный человек. У него денег не было, он в них не нуждался.

Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных. Люди научились выращивать растения, приручили животных, научились ковать железо, ткать материал

Люди стали обмениваться: рыбу на зерно, шкуры на овощи…Но обменивать товары было сложно. За 1 барана можно было получить 2 топора, 4 кувшина.

Восп. : Видите, как было неудобно обмениваться друг с другом без денег, нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить как деньги. Попробуем и мы как когда то люди справлялись без денег, меняли один товар на другой. Обменивались плодами своего труда.

Чтобы упростить обмен, люди стали думать.

Одними из первых денег были ракушки: не портились, не теряли вид, легко носить с собой.

Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее

Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

Так появились металлические деньги- МОНЕТКИ. Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.

Работа за столами: «Монеты из пластилина».

Давайте и мы попробуем, как это делали в древности, будем мастерами, берем палочки и по «металлу» выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точечки, или различные элементы.

Восп. : Вот и мы с вами изготовили монетки.

Восп. : Ещё раз вспомним: Как по-другому называются металлические деньги? (монетки). А бумажные? (купюры).

3. Станция «Художественная». «Китайская мастерская»

Восп. : Ребята мы с вами оказались в древнем Китае.

У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди придумали выход. Так впервые появились на свете бумажные деньги.

Появились они в Китае, 812 году н. э. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами- китайскими буквами.

Восп. : Попробуем повторить трафареты китайских иероглифов.

Восп. : вам предстоит нарисовать первые бумажные деньги Китая с пожеланиями и подарить их нашим гостям.

Практическая часть: повторить китайский иероглиф (Приготовить).

- Как вы думаете, какие деньги удобнее: металлические или бумажные?

4. Станция - «Экспериментальная»( Пригртовить: вода, бумага, табличка, карандаш).

Восп. : У меня для вас открыта лаборатория. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать и сравнивать.

1. Бумага – мнётся, рвётся. Монета – нет. Вывод: Монета лучше.

2. Бумага намокает, рвётся. Монета – нет. Вывод: Монета лучше.

3. Что тяжелее? На вес – на ладошке. Подуть. Вывод: Купюра легче.

4. Кошелёк – Монеты вы падают. Вывод: Купюра лучше.

Кто победил? Ничья. По одним свойствам выигрывают монеты, по другим – купюры.

Нам нужны и купюры, и монеты.

- Что, кроме денег, можно использовать при оплате? (банковская карта).

Восп. : К взрослым: Поднимите руку, если считаете, что картой расплачиваться удобнее?

Дети: Минусы: могут украсть, на рынке карту не принимают, не всегда знаешь, сколько денег на карте, может зажевать терминал…

Воспитатель: ребята, вернёмся в наше время, что мы видим?

На экране появляются картинка с изображение Москвы.

Восп. :Ну вот, а это наша страна. Как называется страна, в которой мы живем? Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги. Называются они по-разному.

В нашей стране деньги называют РУБЛИ.

Воспитатель: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.

А из чего состоит рубль? (из копейки). Откуда появилось такое название?

А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах?

Пословицы и поговорки: ПРИГОТОВИТЬ

-Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о деньгах.

5. Станция «Игровая».

Воспитатель: -Я предлагаю поиграть в игру

ИГРА"ЧТО МОЖНО И НЕЛЬЗЯКУПИТЬ ЗА ДЕНЬГИ?"

Восп. :-А кто из вас знает за что можно получить деньги (за труд-зарплата,за хорошую учебу-стипендия,пенсия, клад и т. д)

-Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то на что мы их тратим - это РАСХОД. В кажой семье есть и доходы и расходы.

Восп. : А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Доход - расход»

- Я начну читать сейчас.

Хором мне вы отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка (Безумнова Поля).

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно все пересчитать. (Ходьба с выставлением указательного пальца

вперед.)

Сколько в комнате углов? (Показать на углы с поворотами туловища.)

Сколько ног у воробьев? (Приподнимать поочередно ноги.)

Сколько пальцев на руках? (Раскрыть пальцы рук.)

Сколько пальцев на ногах (Присесть, коснуться носков ног.)

Сколько в садике скамеек? (Полуприседания.)

Сколько в пятачке копеек?

Восп. : «Решим Проблемные ситуации».

1. Представьте себе: у одного торговца бочонок с мёдом, а у другого бочонок с малиновым вареньем. Что делать, чтобы скорее продать (сбросить цену, поменяться бочонками)

2. Двое торгуют мукой. У одного полный мешок, у другого – полмешка. Не могут установить цену. Какой мешок будет дороже? Дешевле?

3. У одного продавца яблоки красивые, крепкие. У другого груши – загляденье, но переспелые. Что делать? Как продать?

Восп. : А теперь отгадайте загадки: и дети, и взрослые. (Добавить).

1. Д:На товаре быть должна

Обязательно… (цена)

2. В:Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким… (доход).

3. В:Журчат ручьи, промокли ноги –

Весной пора платить… (налоги).

4. В:Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без… (рекламы).

5. Д:Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно… (весы)

6. Д:Очень вкусная витрина

У овощного… (магазина).

7. В:Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в … (банке).

8. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь… (товар).

9. Д:И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

10. Он в Америке родился,

Путешествовать пустился.

С тех пор по миру гуляет,

Везде цену себе знает (доллар)

11. Доллар обставила эта валюта.

Нынче иметь её-вот это круто (евро).

Воспитатель: -И так ребята- деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.

А вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. (Ответы детей : «Муха-цокотуха»,"Буратино" «Трое из Простоквашино»,"Лисичка со скалочкой","Морозко" «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т. д).

Восп. : Нам пора отправляться в детский сад.

А чтобы вернуться в детский сад,

закрываем глаза и повторяем за мной:

«Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?

Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители только не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Игра «Яблоко – груша». Вырежь одновременно. Невозможно, нужно было спланировать их расположение. Так и с деньгами – нужно планировать их расход.

Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру

«ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ».

Что важнее купить: куртку или машинку?

Маме цветы или чипсы?

1. Еда 4. Кружки 3 Детсад 6. Одежда-обувь 2 Квартира 7. Интернет 8 ТВ 9. Телефон 5. Лекарство Игрушки Театр

Игра «Размен денег».

ИГРА «НАОБОРОТ».

Монета круглая, а банкнота - (прямоугольная).

Банкнота бумажная, а монета – (металлическая).

Монета звенит, а банкнота – (шуршит).

Игра «Экономические задачи:

1. Когда шуба стоит дороже: летом или зимой?

2. Когда будут дешевле стоить груши: летом или зимой?

3. Свежие, большие, с красными боками. Маленьекие, сморщенные. Какие купят быстрее?

4. В одном магазине огурцы 5 руб. за кг, в другом 6. Где раскупят быстрее?

5. Что дороже: покупка машины или билет на поезд?

ИГРА «ТОВАР – УСЛУГА»

Товары- это предметы, которые производят.

Услуги- это помощь, которую можно предоставить другому.

Я назову профессии, а вы скажите: кто производит товар, а кто предоставляет услугу. Мама и Красная Шапочка.

Пекарь, земледелец, пастух, Музыкант, сапожник, художник, няня, повар,воспитатель, учитель, врач, продавец, парикмахер, швея.

Игра «Как можно сэкономить деньги?»

1. Экономить свет, газ, воду. Не лить зря воду. Уходя выключать свет.

2. Сравнивать цены.

3. Ходить пешком.

4. Дешевле готовить, вязать, шить самим.

5. Копить деньги на покупку.

6. Составить список очередности покупок.

7. Вещам – вторая жизнь.

8. Без необходимости не включать электроприборы.

9. Беречь своё здоровье.

10. Бережно относиться к своим вещам.

11. Самим выращивать фрукты, овощи, чтобы их не покупать.

ИГРА «На что потрачу свою первую зарплату».

Разложить смайлики: Подарок родителям или кому-то.

Подарок воспитателям.

Благотворительность: помощь больным детям.

Подарок себе любимому.

Копилка.

Публикации по теме:

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «История кассового аппарата»Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «История кассового аппарата» Цель : создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Конспект НОД по финансовой грамотности «Деньги с другой планеты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 18:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Каргина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД