Ксения Соловьёва
Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Путешествие в весну»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обобщить представления детей об изменениях в природе весной (в лесу, на озере, на поляне).
Воспитывать интерес и бережное отношение к объектам природы.
Развивать речь через формирование навыков:
образования форм сравнительной степени прилагательных, согласования их с существительными;
образования глаголов с приставками: -в; -у; -за; -по; -при; -пере;
согласования существительного с глаголом в единственном и множительном числе, существительного с числительным.
Развивать воображение во время создания аппликации «Скворец» из бросового материала.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы по развитию речи „Путешествие в весну“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Оборудование:
Изображения букв, предметные и сюжетные картинки,
Ход занятия:
I. Начало занятия
В-ль: Ребята сегодня мы с вами будем путешествовать. А вот куда отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер,
Птицы с юга прилетели,
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… (Весна)
Воспитатель на доску выставляет буквы. У каждой буквы есть свой номер. Обращает внимание детей на то, что надо составить из этих букв слово «весна». Номер буквы показывает, в какое окошко надо поставить букву. Получилось слово – ВЕСНА.
В-ль: Мы совершаем путешествие в весну на ковре-самолете.
Дети присаживаются на ковер.
Воспитатель:
Руки в стороны – вперед,
Отправляемся в полет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Прилетел наш самолет. (Имитация движений детьми)
II. Ход занятия
Первая остановка – лес.
В-ль: На лесной поляне много чудес.
Просыпается от спячки красавец – лес.
Беседа о лесе
Вопросы к детям:
1. Что можно увидеть в лесу весной?
2. Как встречают весну разные звери (заяц, белка, лиса, медведь?
3. Как вы считаете, рады звери весне или нет?
4. Как называется первый весенний цветок?
5. Что еще интересного можно увидеть в лесу весной?
Воспитатель обобщает: много чудес принесла весна. Кто-то из вас заметил первую травку; нашел на полянке первый цветок; медведица с медвежатами вылезли из берлоги; выходит из норы барсук; у волчицы появляются волчата; зайчик и белочка меняют шубки; греется на солнышке ящерица. Хорошо весной в лесу!
Упражнения на согласование существительных с прилагательными
Задание 1. Подберите к слову «весенний» слова, например: весенний день…
Ответы детей:
– Весенний дождь (солнце, лучи, ручьи, погода, листва, цветы, месяц).
Задание 2. Продолжите предложение:
Было светло, а будет еще… светлее.
Ветер дул теплый, а будет еще… теплее.
Солнце светило ярко, а будет еще… ярче.
День был длинный, а будет еще… длиннее.
Снега мало, а будет еще… меньше.
Дети присаживаются на ковер-самолет.
Руки в стороны – вперед,
Отправляемся в полет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Прилетел наш самолет. (Имитация движений детьми)
Вторая остановка – озеро.
Дети рассматривают картину с изображением озера.
Вопросы к детям:
1. Каким озеро было зимой?
2. Почему озеро зимой замерзает?
В-ль: В воде живут маленькие человечки, они живут в каждом веществе. В воде они держатся за руки, а когда холодно они начинают прижиматься друг к другу; берутся за руки, и вода превращается в лед. А как только пригревает солнышко, они отпускают руки и лед превращается в воду.
В-ль: А как вы думаете, что может случиться, если солнышко будет греть днем и ночью?
Дети:
- Маленькие человечки будут отходить друг от друга, а потом вообще полетят к небу, и вода испарится.
- Могут пересохнуть реки и озера.
В-ль: А что сейчас происходит на озере?
Дети: В воде живут рыбы.
Упражнение «Один – много»
Воспитатель называет следующие словосочетания: ручей бежит, грач летит, дятел стучит, расцвел подснежник, появилась почка, прилетел аист, быстрый ручеек, маленькая капля. Дети должны проговорить эти словосочетания во множественном числе. Например, ручьи бегут и др.
Физкультминутка
Солнечные зайчики (дети хлопают)
Играют на стене (круговые вращения рук)
Поманю их пальчиком, (манят пальчиком)
Пусть бегут ко мне! (манят пальчиком)
Ну, лови, лови скорей (хлопают в ладоши)
Вот, вот, вот – левей, левей (хлопают в ладоши)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгают дети)
Убежал на потолок (руки вверх)
Дети присаживаются на ковер-самолет
Руки в стороны – вперед,
Отправляемся в полет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Прилетел наш самолет. (Имитация движений детьми)
Третья остановка – луг
Детям предлагается рассмотреть картину с изображением луга.
Вопросы к детям:
Что это за цветок, который изображен на картине?
Что увидел этот цветок, когда расцвел?
Кто это ползет по травке?
Где насекомые были зимой?
Дети: Все спало, но как стало пригревать солнышко, все стало просыпаться?
Вопросы к детям:
А где были всю зиму птицы?
Какая птица прилетает первой?
Дети:
Улетают в теплые края лишь те птицы, которые питаются насекомыми.
С появлением насекомых прилетают остальные птицы.
Вопросы к детям:
А что будет, если птицы не прилетят?
А что будет, если не распустятся цветы?
Дети:
Разведется много насекомым.
Насекомые питаются листьями деревьев.
Птицы уничтожают насекомых.
Цветы нужны, чтоб насекомые могли питаться пыльцой цветов.
Если не будет насекомых, то птицам нечем будет питаться.
Словесная игра «Скворец и скворечник» ( образования глаголов с приставками: -в; -у; -за; -по; -при; -пере).
Воспитатель начинает предложение, дети продолжают.
Скворец осенью на юг… улетел.
Весной с юга скворец… прилетел.
Скворец к скворечнику… подлетел.
Скворец в скворечник… влетел
Скворец из скворечника… вылетел
Скворец в лес… полетел.
Словесная игра «Что лишнее»
В-ль: Нужно выбрать лишнее и объяснить почему.
Март, апрель, май, декабрь.
Капель, сосулька, листопад, проталинка
Почка, подснежник, мороз, ручеек.
Скворец, грач, аист, снегирь.
Упражнение «Сложи скворца»
Из геометрических фигур дети складывают скворца.
Упражнение «Сосчитай до пяти»
Воспитатель предлагает детям образец словосочетаний:
Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов
(подснежник, ручей, грач, почка и др.).
Дети присаживаются на ковер-самолет
Руки в стороны – вперед,
Отправляемся в полет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Прилетел наш самолет. (Имитация движений детьми)
В-ль: Мы вернулись в детский сад. Дети, вам понравилось путешествовать? Звучит аудиозапись пения скворца.
В-ль: Как вы думаете, какая птичка так красиво поет?
Дети делают аппликацию «Скворец». На готовую деталь намазанную клеем, накладывают в определенном направлении ватные палочки, изображая перья.
III. Окончание занятия
Чтение стихотворения детьми С. Михалкова «Скворец».
Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Еще в полях туманы,
Еще роса блестит,
А он, проснувшись рано,
Уже вовсю свистит.
Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!
Выводит он рулады
По нескольку минут…
Не требуя награды
За свой талант и труд.
Рефлексия.