Ольга Бояркина
Конспект занятия для детей второй младшей группы по изодеятельности с элементами исследования «Тайны дождя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей второй младшей группы по ИЗО деятельности с элементами исследования.
Тема: Тайны дождя.
Тип занятия : интегрированное.
Вид занятия : познавательное.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательная:
- объяснить причины возникновения дождя;
Темочки:
- Дождь, дождик, тучи
- Дождь. Конспекты
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
- учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии)
- учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге;
- закрепить знания о цветах.
Развивающая:
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
- побуждать детей экспериментировать;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
Воспитательная:
- воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.
- воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Словарная работа: капает, льется, губка, эксперимент.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Приемы: показ, чтение стихов, потешек; игровые изобразительные движения однородного характера с проговариванием: «сверху-вниз».
Предварительная работа: чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Индивидуальная работа: Василиса, Ян - закрепить знание цвета; Матвей, Маша, Семен – побуждать к свободному диалогу с взрослым, Влада - упражнять в проговаривании, назывании прилагательных в ед. ч.
Дидактическое обеспечение занятия :
- раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей : губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук;
- комплект для рисования по количеству детей : кисточка, гуашь синего цвета, баночка для мытья кисточки, альбомный лист.
- демонстрационный материал:
- комплект картинок «Признаки осени», аудиозапись «Шум дождя», мольберт, игрушка Мишутки.
Организационный момент
Воспитатель: Добрый день, дети! Я очень рада видеть вас. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Основная часть
(Звучит аудиозапись «Шум дождя». Дети встают перед воспитателем полукругом).
В. : Ребята, послушайте, а что это у нас шумит?
Дети: Дождь идет. (Воспитатель спрашивает 2-3 детей)
В. : Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик. Дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
В. : Ребята, а вы знаете, откуда берется дождик?
Дети: С неба капает. Из тучи берется.
В. : Правильно, из тучи. А вы знаете, как дождик появляется в туче?
Дети: Я не знаю. И я не знаю, но хочу узнать.
В. : Ребята, к вам сегодня в гости пришел наш друг Мишутка, чтобы помочь узнать тайны волшебного дождя. Он приглашает нас к столам. (Дети подходят к столам, на которых находится губки, стаканы с водой и глубокие тарелочки)
В. : Сема, скажи, пожалуйста, что у меня в руке?
Сема: Губка.
В. : Правильно. Ребята сегодня губки у нас будут тучками. А тучка состоит из капелек. Возьмите губку в руку. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучи» водичка или нет? (Дети берут губку-тучу и сжимают в руке).
Дети: Нет водички, губка сухая.
В. : Правильно, губка-туча сухая. В туче очень-очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучу на тарелочку. А сейчас мы с вами узнаем, как появляется дождик.
В. : Ребята посмотрите, что у нас в стаканчиках?
Дети: Вода
В. : А какого цвета стаканчики?
Дети: Белого и желтого.
В. : Молодцы, правильно. А сколько воды в белом стаканчике?
Дети: (немножко, мало).
В. : А в желтом стаканчике?
Дети: (полный стакан, много).
В. : Правильно. В белом стаканчике мало воды, а в желтом – много. Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучу. Чтобы помочь пропитать тучу, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучу?
Дети: (ничего не произойдет; начнет капать вода).
В. : А давайте проверим. Поднимите свою тучу-губку и держите её над тарелочкой, теперь сожмите её. (Дети проверяют свои предположения опытным путем). Что происходит?
Дети: идет вода.
В. : Получается дождик. Маша, скажи, какой дождик у тебя получился : сильный или слабый?
Маша: Слабый.
В. : Положите губку-тучу опять на тарелочку. Возьмите желтый стаканчик и вылейте из него всю воду на тучу. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Матвей, что произойдет, если тучу отжать?
Дети: польется много воды.
В. : Поднимите свою тучу-губку, держите её над тарелочкой, теперь сожмите её. Что происходит? А почему много воды льется?
Дети: Идет много воды. Потому что губка пропитала много воды.
В. : Правильно, ребята. Много капелек воды собралось в туче-губке. Туче становится тяжело и поэтому начинает идти дождь. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Ян скажи, какой дождик у тебя получился : сильный или слабый.
Ян: сильный.
В. : Матвей скажи Мишутке, как получается слабый дождик?
Матвей: когда мало капелек в тучке.
В. : Сема, а как получается сильный дождик?
Сема: когда в туче много воды, капелек.
В. : Молодцы! Скажем спасибо нашему Мишутке, он помог нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик. Вытирайте ручки салфеточками и все подойдите ко мне мы с вами поиграем в игру «Тучка и капельки»
Физкультминутка. (Проводится подвижная игра «Тучка и капельки». Дети-капельки, воспитатель-туча.)
В. : Дети – капельки летите.
И всю землю напоите – (дети бегают врассыпную под музыку).
Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. По камушкам - динь, динь. По корягам - буль, буль. По осоке - ш-ш (дети передвигаются «паровозиком»).
Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились. И к маме-тучке возвратились (дети бегут к воспитателю).
В. : А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики мы с вами будем рисовать дождик. Девочки будут рисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь. Но вначале мы с вами изобразим, как идет слабый дождь, а как сильный. (Дети интонацией изображают дождь)
(Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка).
В. : Ребята, посмотрите, что вы видите на листочках?
Дети: синие тучки.
В. : Правильно, тучу. А каким цветом мы будем рисовать дождь?
Дети: синим.
В. : Молодцы! Посмотрите все на меня, я буду рисовать слабый дождь. Беру кисточку правильно тремя пальцами ближе к железному наконечнику, чтоб деревянная палочка у кисточки смотрела вверх. Обмакиваю кисточку в баночку с водой, лишнюю воду убираю об край баночки. Затем аккуратно набираем краску синего цвета на кисть, лишнюю краску с кисточки убираю об край баночки. После прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать «сверху-вниз» в медленном темпе. Слабый дождь рисуем короткими линиями, отрывая кисть руки. Девочки рисуют, проговаривая «кап, кап, кап» пунктирные линии. А мальчики рисуют длинные сплошные линии, не отрывая кисть от листа. (Воспитатель на мольберте рисует сильный и слабый дождь).
(Пока дети рисуют, воспитатель проходит и помогает, если возникают трудности).
Заключительная часть
В. : Посмотрите, ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина природы! Молодцы!
В. : Наш Мишутка хочет узнать, что вы рисовали?
Дети: дождик
В. : А какой дождик у девочек? У мальчиков? А теперь, скажите-ка мне, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Мишуткой?
Дети: (дождик берется из тучки; бывает сильный дождь; и слабый дождик бывает).
В. : Правильно! Ребята подойдите ко мне кто хорошо сегодня занимался. Для вас Мишутка приготовил подарки. Давайте посмотрим, что это такое – это капельки наклейки. Давайте скажем ему спасибо и до свидания, так как ему пора уходить.