Ирина Ивасько
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В поисках домика Муравьишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дети расширят знания и уточнят знания о насекомых.
Задачи:
• Заложить у детей основы экологической культуры.
• Воспитать у детей гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
• Расширять и систематизировать представления о жизни насекомых, их характерных особенностях (внешний вид, место обитания, образ жизни, способ передвижения, польза и вред для жизни других обитателей природы).
• Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
• Развивать в детях познавательно-исследовательский интерес.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „В поисках домика Муравьишки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
• Обогащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»; совершенствовать умение отвечать на вопросы.
• Продолжать ориентировать детей в пространстве.
Предварительная работа:
ЧХЛ: - Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане», Бианки В. В. «Как муравьишка домой спешил», "Репортаж со стадиона "Жукамо" и другие лесные истории", Чуковский К. И. «Муха-цокотуха», Пивоварова И. М. «Паучок и лунный свет», Бонзельс В. «Пчела Майя и её приключения» (отрывки, «Кузнечик и Муравей» (грузинская народная сказка).
-Заучивание и чтение стихов о насекомых: В. Бардадым «Хитрая бабочка», Л. Мирошникова «Паучок»; В. Степанов «Осы».
- отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на тему.
- чтение статей из детских энциклопедий на тему (например, Вайнхольд А. «Кто такие насекомые»).
- организация книжной выставки.
- рассказывание докладов. Приготовленными совместно с родителями
2. Рассматривание и чтение наглядно-дидактического пособия (Емельянова Э. Л. «Расскажите детям о насекомых», рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые в природе».
3. Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара», «День и ночь»,; игры-эстафеты; гимнастика пробуждения ; дыхательная гимнастика «На лесной полянке».
4. Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Что сначала, что потом», «Что изменилось", «Насекомые», «Где ты живешь?», «Удивительное превращение». «Игра в слова» «Четвёртый лишний» «Найди ошибку художника».
5. Беседы на тему «Насекомые, какие они?», «Таинственный мир насекомых».
6. Рисование на тему «Бабочки на лугу», раскраски на тему.
7. Наблюдение за насекомыми на прогулке.
8. Слушание музыкальных произведений: Римский – Корсаков Н. А. «Полет шмеля», Чайковский П. И. «Вальс цветов»; аудио сказки «Приключение кузнечика Кузи» (аудио сказка).
9. Конструирование шапочек- масок для подвижных игр (совместно с родителями).
Материалы и оборудование:
Игрушка-муравей, четыре части плана – схемы игровой площадки, пронумерованные в левом верхнем углу (обратные стороны оформлены соответственно задачам станций- полянок, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, заранее построенный взрослыми (в укромном месте, там, где водятся муравьи) «муравейник», «письмо муравьишки», «послание муравьишки», карточки с заданиями, шапка-паука, паутина, счетные палочки.
Ход занятия
Воспитатель:
(В. Берестов «Весёлое лето»)
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
Детвора вся веселится.
Я предлагаю и вам повеселиться, ведь лето - это замечательная пора, любят её не только дети. Ребята, как, по-вашему, кто ещё любит лето?
Ответы детей. Звери, насекомые, птицы
Воспитатель, акцентирует внимание детей на том, что ещё с ранней весны с нетерпением лета ждут насекомые.
Воспитатель:
Предлагает пройти на лужайку.
«Вдруг» воспитатель замечает в ветвях берёзы игрушечного муравья, и обращает на него внимание детей.
Слышится голос муравья (включается аудиозапись)
«Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, я опять попал в беду: пошёл гулять и ушёл слишком далеко от дома! А вы знаете, Муравьи всегда находят дорогу домой, даже если они ушли от дома очень далеко. В этом нам помогает специальная пахучая жидкость, которую мы разбрызгиваем, уходя из дома. Обратную дорогу муравьишки находят по запаху. Но я ушёл слишком далеко, и прошёл дождь, и весь запах пропал. А у муравьёв ведь строго : только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь. Помогите мне найти свой дом и добраться до него!»
Воспитатель: А для начала вспомним, что мы знаем о муравьях?
Я задам вопросы, а вы на них ответите.
Муравей это насекомое?
Дети: Да
Сколько лап у муравья?
Дети: шесть
Муравьи любят сладкое
Дети: Да
А что связывает муравьёв с тлей?
Дети: От тли муравьи получают сладкую жидкость.
А какую пользу приносят муравьи?
Дети: Рыхлят землю. Разносят семена по лесу, очищают лес от вредителей.
Воспитатель: Умницы вы так много знаете, о муравьях и давайте сыграем в игру «Игру в слова». Я буду называть качества муравья, а вы должны хлопнуть в ладоши, если это подходит к муравью.
Словарь:
Муравейник, зелёный, порхает, рыжий, мёд, трудолюбивый, красная спинка, пасека, паутина, крылатый, квартира, гигантский, лесной, пестрокрылая, крошечный. Сильный, защитная окраска, отпугивающая окраска…
Воспитатель: Прекрасно. Все вы знаете. Поможем муравью?
Дети: Да
Воспитатель: А помните, мы читали книгу о муравье? А кто ее написал? А как ее название?
Дети: произведение Бианки В. В. «Как Муравьишка домой спешил»
Воспитатель: давайте вспомним, кто помог муравьишке, когда он в первый раз опоздал домой?
Дети: Насекомые: гусеница - землемер, паук-сенокосц, жужелица, жучок-блошачок, кузнечик, водомер, майский хрущ (жук).
Воспитатель: Может нам и в этот раз нам насекомые помогут?
Воспитатель: мы не знаем, где находится муравейник. Нам необходима помощь. Смотрите паучок, а давайте спросим у паучка. А как нужно попросить о помощи? Кирилл попроси паучка о помощи.
Ребёнок вежливо обращается к паучку.
Воспитатель: Паучок поможет, если мы ответим на несколько его вопросов, Воспитатель достаёт с паутинки свё рнутую бумажку с вопросом:
Сколько ног у паука?
Дети: восемь
в какое время паук плетёт свою паутину?
Дети: ночью
в какое время суток паук предпочитает охотиться?
Дети: паук предпочитает охотиться в ночное время
А чем питается паучок?
Дети: мухами, Бабачками. насекомыми.
А какую пользу приносит паук?
Дети: Ловит, мух, комаров.
Вред приносит паук?
Дети: Плетут паутину, где не надо.
Воспитатель: вы ответили на все вопросы правильно. И давайте с паучком поиграем игру «Паучок и мушки».
Играют в игру.
Воспитатель: Очень понравилась игра, и теперь паучок нам даёт подсказку
Берет листик рядом с паучком и читает:
от паутины отчитать пять шагов налево.
Воспитатель с детьми отчитывает пять шагов налево. И находят пчёлку
Воспитатель: Петя, попроси пчёлку нам помочь. А для этого расскажем, что мы про неё знаем. Я буду т задавать вам вопросы, а вы отвечать.
Как называется домик, где живут пчелы?
Дети: В улье
Как называется пчелиный город, где живут пчелы?
Дети: пасека
Сколько крыльев у пчелы?
Дети: четыре, две пары.
Что на цветах собирает пчела?
Дети: нектар
Как зовут царицу пчелиной семьи?
Дети: матка
Чем защищается пчела?
Дети: жалом.
Какую пользу пчела приносит человеку.
Дети: Пчела самое полезное насекомое на планете. Даёт мёд, опыляет растения, и даёт лечебный продукт прополис.
А вред от пчелы есть?
Дети: Может ужалить больно.
Воспитатель: Умницы, ответили на вопросы. И пчёлка хочет с нами поиграть в пальчиковую игру «Улей». Сыграем?
Дети выполняют вместе с воспитателем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, весело поиграли. Пчёлка даёт нам свою часть карты, мы должны пройти три шага направо.
Вместе отчитывают и попадают к гусенице.
Воспитатель: Кто теперь нам поможет? Правильно, гусеница. Варя попроси гусеницу нам помощь.
Воспитатель: гусеница согласна, но для этого мы должны ответить на вопросы. Расскажем, что мы знаем?
Дети: Да
Кто такая гусеница?
Дети: личинка бабочки
Чем питаются гусеницы?
Дети: Листьями, плодами деревьев. Цветами.
Скажите, вред гусеницы приносят?
Дети: Да. Они объедают листья, выгрызают цветы, плоды.
Воспитатель: А пользу приносит гусеница?
Дети: Из гусеницы появляется бабочки, гусеницами питаются птицы, а гусеницы (шелкопряд) дают щёлк.
Воспитатель: наша гусеничка хочет чтоб мы поиграли в игру «Сороконожку»? Превратимся в гусеницу.
Играет музыка.
Дети берут друг друга за плечи и за воспитателем идут по залу.
Воспитатель: Справились. А теперь посмотрим, куда нам дальше идти, а идти нам семь шагов направо.
Ребята, а к кому мы пришли?
Дети: К майскому жуку
Воспитатель: а майский жук интересуется, много ли мы знаем про него, а давайте ребята расскажем, что мы знаем. Ответим на его вопросы.
Почему жука так назвали?
Дети: потому что личинки достигают взрослого состояния как раз в мае.
Сколько лап у жука.
Дети: шесть
Чем питается майский жук?
Дети: листьями,
Воспитатель: А Жук приносит вред или пользу?
Дети: И вред, и пользу.
Воспитатель: А какую пользу приносит жук?
Дети: Его личинками питаются птицы.
Воспитатель: Вред, какой приносят?
Дети: Вредят растениям, корням, прогрызают овощи.
Воспитатель: Хорошо, а теперь Жучок хочет послушать стихотворения про себя. Нам расскажет Эвелина В. Зубкова «Жук в пеньке устроил дом».
Ребенок рассказывает стихотворение.
Воспитатель: Жуку очень понравилось стихотворение, и он хочет послушать ещё. Расскажет Яна стихотворение «МАЙСКИЙ ЖУК» Автора: Эдит Сницарук
Дети рассказывают стихи.
Великолепно, ребята, выполнили, все задания и теперь нам жук готов нам помощь. Даст нам свою карту, на ней написано, что нам нужно пройти три шага налево и два направо.
Дети выполняют задание и останавливаются возле муравейника.
Воспитатель: Ребята куда мы с вами попали?
Дети: в муравейник.
Воспитатель: Помогли мы муравьишки
Дети: Да
На слайде появляется муравей и говорит : спасибо друзья что мне помогли без вас я бы не справился. А для вас я приготовил небольшие подарки.
Воспитатель достаёт медальки муравейника. И дарит детям.
Воспитатель: А кто нам ещё помогал в пути
Дети отвечают: паук. Пчела, жук, гусеница.
А как их можно назвать, одним словом?
Дети: насекомые
А что мы ещё узнали о них сегодня
Дети: что насекомые могут приносить, как и пользу, так и вред природе.
Как вы думаете, что случится если насекомые пропадут?
Дети: Исчезнут и растения их не кому будет опылять,погибнут птицы и животные им не чего будет есть.
Воспитатель: Какой вывод мы с вами можем сделать
Дети: Что насекомые это часть природы, а природу нужно беречь, любить и охранять.
-Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.