Наталья Савенкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Шахмандию»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в Шахмандию»
Разработала: педагог дополнительного
образования Савенкова Н. Ю.
МДОУ «Детский сад№114 о. в.» г. Магнитогорск, 2022
Цель: Формирование интереса к шахматной игре.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представления о шахматных фигурах и шахматной доске;
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в Шахмандию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Формировать познавательную активность, умение проявлять находчивость и сообразительность.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищеской поддержки и взаимовыручки, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело; помогать детям, доброжелательно общаться со сверстниками.
Развивающие:
Расширять кругозор; развивать игровые умения и навыки: действовать в соответствии с правилами;
Развивать логическое мышление, концентрацию внимания, память, сообразительность.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный:
- Шахматная доска (магнитная,
- Шахматные доски с шахматными фигурами;
- «Круги Луллия»,
- Волшебный мешочек;
Раздаточный:
- Картинка с нарисованными шахматными фигурами,
- Листы бумаги с изображением силуэтов шахматных фигур (техника граттаж);
- Карточки для «Кругов Луллия».
Оборудование:
- Проектор;
Методические приё мы:
- Введение в воображаемую ситуацию (мотив);
- Решение проблемной ситуации;
- Игровое упражнение «Найди на рисунке все шахматные фигуры»;
- Дидактическая игра «Доскажи словечко»;
- Игра «Волшебный мешочек»;
- Игровое упражнение «Расставь фигуры»;
- Самооценка и самоанализ в игре с «Кругами Луллия»
Ход занятия:
Воспитатель:
- В некотором царстве, в шахматном государстве жил - был король Белый. У короля были его верные подданные, и они были тоже белыми. А жили они на той самой доске с чёрно - белыми клетками, в стране «Шахмандии». Страна делилась на две половины. На второй половине жил король Чёрный, и у него тоже были свои верные слуги, они были - чёрные. Каждый из королей боролся за место в «Шахмандии». Они создали строгий закон управления. Каждый слуга должен был передвигаться по правилам и занимать свою позицию на шахматной доске. Король, которому поставят угрозу - «шах», вынуждена защищаться, а если угрозу и безвыходное положение - «мат», - то он должен покинуть шахматное государство.
В игре в шахматы могут принимать только два человека - защитник «белых» и защитник «чёрных». И людей умеющих управлять шахматными фигурами называют - шахматистами. А вы бы хотели стать настоящими шахматистами?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда мы должны с вами отправиться в путешествие в страну «Шахмандию», и выполнить все задания Королевской пешки!
Воспитатель:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе,
- Я знаю одну игру, -
- Сказал ребятам Петя. -
Где бы ни был я везде
В неё играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех - Король,
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать,
Игры названье угадать!
Дети:
- Шахматы!
Воспитатель:
- Давайте познакомимся с шахматной доской
- Клетки в шахматах называются полями, на доске есть чёрные поля и белые поля. По порядку белые и чёрные чередуются. На доске белых и чёрных полей равное количество по 32.
У доски есть один секрет. Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. Ещё возле этого поля должна быть цифра 1.
- Ребята, а вы знаете, в Шахмандии есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?
Дети: 8.
Воспитатель:
А сколько горизонтальных?
Дети: 8.
Воспитатель:
Ещё есть Диагонали — это ряд клеток одного цвета, которые идут по косой линии на шахматной доске. Их всего 26
Воспитатель:
- Давайте познакомимся с шахматными фигурами
Воспитатель:
А сейчас мы узнаем кто какое положение занимает на шахматной доске :
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!
Воспитатель:
- А теперь, обратите внимание! У нас первое задание!
Перед вами картинка с нарисованными шахматными фигурами. Нужно найди на рисунке все шахматные фигуры
Воспитатель:
- Ребята, вот вам ещё задание, игра «Доскажи словечко», я начинаю, вы договариваете:
1. Скоро бой. И ждёт войска Деревянная .
Дети: - доска.
2. Ни к чему, ребята, спешка – потеряться может.
Дети: -пешка.
3. Играет не простую роль Его величество.
Дети: -король
4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово.
Дети: -шах.
5. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать.
Дети: -рокировку
6. Каких клеток больше, чёрных или белых?
Дети:-поровну
7. И ещё два поля есть, а на них король и ….
Дети: -ферзь
8. На доске есть у меня две лошадки, два….
Дети: -коня
Воспитатель:
-Ребята, Королевская пешка предлагает отдохнуть, немного размяться. Физминутка:
Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)
Дружно встали у меня – (остановились)
Тут ферзь- (хлопают)
Здесь два коня – (топают)
Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).
Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)
Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)
Только в бой им всем охото – (бег на месте)
Начинается игра – (прыжки на месте).
Воспитатель:
- Ещё одно задание! У меня есть «Волшебный мешочек». В нём спрятаны шахматные фигуры. Необходимо наощупь распознать одну из взятых фигур.
Воспитатель:
Следующее задание! «Расставь фигуры». Необходимо правильно расставить шахматные фигуры на доске.
Воспитатель:
-Следующее задание, заключительное. Это игра в игре. Это «Круги Луллия». Они передвигаются по кругу вокруг оси, и есть треугольник, в который должен быть заключён правильный вариант. В маленький круг вставлены фигуры, а в среднем и большом карточки с заданиями. Ваша задача заключить в треугольник все возможные варианты расстановки каждой из фигур шахматного поля.
Рефлексия. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу и взять пешки белого и чёрного цвета с определенным настроением). Ребята, если занятие вам понравилось, то возьмите, пожалуйста, пешку белую - улыбающуюся, а если не понравилось, то пешку чёрную - грустную. ( Во время выбора воспитатель интересуется: почему ребёнок делает такой выбор). Что ему понравилось больше всего? Что у него не получилось или что вызывала сложности?
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, которые дала вам Королевская пешка! Я думаю, что из вас получатся настоящие шахматисты!
- А у меня для вас сюрприз: это шоколадные медали, которые вы все вместе заработали. Если будете хорошо заниматься, то они превратятся в золотые!