Лучший педагог года

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Шахмандию»

Наталья Савенкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Шахмандию»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в Шахмандию»

Разработала: педагог дополнительного

образования Савенкова Н. Ю.

МДОУ «Детский сад№114 о. в.» г. Магнитогорск, 2022

Цель: Формирование интереса к шахматной игре.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представления о шахматных фигурах и шахматной доске;

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в Шахмандию“» размещена в разделах

Формировать познавательную активность, умение проявлять находчивость и сообразительность.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищеской поддержки и взаимовыручки, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело; помогать детям,  доброжелательно общаться со сверстниками.

Развивающие:

Расширять кругозор; развивать игровые умения и навыки: действовать в соответствии с правилами;

Развивать логическое мышление, концентрацию внимания, память, сообразительность.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный:

- Шахматная доска (магнитная,

- Шахматные доски с шахматными фигурами;

- «Круги Луллия»,

- Волшебный мешочек;

Раздаточный:

- Картинка  с нарисованными шахматными фигурами,

- Листы бумаги с изображением силуэтов шахматных фигур (техника граттаж);

- Карточки для «Кругов Луллия».

Оборудование:

- Проектор;

Методические приё мы:

- Введение в воображаемую ситуацию (мотив);

- Решение  проблемной ситуации;

- Игровое упражнение «Найди на рисунке все шахматные фигуры»;

- Дидактическая игра «Доскажи словечко»;

- Игра  «Волшебный мешочек»;

- Игровое упражнение «Расставь фигуры»;

- Самооценка и самоанализ в игре с «Кругами Луллия»

Ход занятия:

Воспитатель:

- В некотором царстве, в шахматном государстве жил - был король Белый. У короля были его верные подданные, и они были тоже белыми. А жили они на той самой доске с чёрно - белыми клетками, в стране «Шахмандии». Страна делилась на две половины. На второй половине жил король Чёрный, и у него тоже были свои верные слуги, они были - чёрные. Каждый из королей боролся за место в «Шахмандии». Они создали строгий закон управления. Каждый слуга должен был передвигаться по правилам и занимать свою позицию на шахматной доске. Король, которому поставят угрозу - «шах», вынуждена защищаться, а если угрозу и безвыходное положение - «мат», - то он должен покинуть шахматное государство.

В игре в шахматы могут принимать только два человека - защитник «белых» и защитник «чёрных». И людей умеющих управлять шахматными фигурами называют - шахматистами. А вы бы хотели стать настоящими шахматистами?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Тогда мы должны с вами отправиться в путешествие в страну «Шахмандию», и выполнить все задания Королевской пешки!

Воспитатель:

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе,

- Я знаю одну игру, -

- Сказал ребятам Петя. -

Где бы ни был я везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех - Король,

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать,

Игры названье угадать!

Дети:

- Шахматы!

Воспитатель:

- Давайте познакомимся с шахматной доской

- Клетки в шахматах называются полями, на доске есть чёрные поля и белые поля. По порядку белые и чёрные чередуются. На доске белых и чёрных полей равное количество по 32.

У доски есть один секрет. Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. Ещё возле этого поля должна быть цифра 1.

- Ребята, а вы знаете, в Шахмандии есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

Дети: 8.

Воспитатель:

А сколько горизонтальных?

Дети: 8.

Воспитатель:

Ещё есть Диагонали — это ряд клеток одного цвета, которые идут по косой линии на шахматной доске. Их всего 26

Воспитатель:

- Давайте познакомимся с шахматными фигурами

Воспитатель:

А сейчас мы узнаем кто какое положение занимает на шахматной доске :

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра!

Воспитатель:

- А теперь, обратите внимание! У нас первое задание!

Перед вами картинка  с нарисованными шахматными фигурами. Нужно найди на рисунке все шахматные фигуры

Воспитатель:

- Ребята, вот вам ещё задание,  игра «Доскажи словечко», я начинаю, вы договариваете

1. Скоро бой. И ждёт войска Деревянная .

Дети: - доска.  

2. Ни к чему, ребята, спешка – потеряться может.

Дети: -пешка.

3. Играет не простую роль Его величество.   

Дети: -король

4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово.

Дети: -шах.

5. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать.

Дети: -рокировку

6. Каких клеток больше, чёрных или белых?  

Дети:-поровну

7. И ещё два поля есть, а на них король и ….

Дети: -ферзь

8. На доске есть у меня две лошадки, два….

Дети: -коня

Воспитатель:

-Ребята, Королевская пешка предлагает отдохнуть, немного размяться. Физминутка:

Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь- (хлопают)

Здесь два коня – (топают)

Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охото – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

Воспитатель:

- Ещё одно задание! У меня есть  «Волшебный мешочек». В нём спрятаны шахматные фигуры. Необходимо наощупь распознать одну из взятых фигур.

Воспитатель:

Следующее задание! «Расставь фигуры». Необходимо правильно расставить шахматные фигуры на доске.

Воспитатель:

-Следующее задание, заключительное. Это игра в игре. Это «Круги Луллия». Они передвигаются по кругу вокруг оси, и есть треугольник, в который должен быть заключён правильный вариант. В маленький круг вставлены фигуры, а в среднем и большом карточки с заданиями. Ваша задача заключить в треугольник все возможные варианты расстановки каждой из фигур шахматного поля.

Рефлексия. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу и взять пешки белого и чёрного цвета с определенным настроением). Ребята, если занятие вам понравилось, то возьмите, пожалуйста, пешку белую - улыбающуюся, а если не понравилось, то пешку чёрную - грустную. ( Во время выбора воспитатель интересуется: почему ребёнок делает такой выбор). Что ему понравилось больше всего? Что у него не получилось или что вызывала сложности?

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, которые дала вам Королевская пешка! Я думаю, что из вас получатся настоящие шахматисты!

- А у меня для вас сюрприз: это шоколадные медали, которые вы все вместе заработали. Если будете хорошо заниматься, то они превратятся в золотые!

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия для детей «Путешествие в страну музыкальных инструментов», Для детей старшего дошкольного возраста. Программное.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты. Задачи: - Выявить умение различать характер музыки одного жанра.

Конспект открытого музыкального занятия «Путешествие по волшебным островам» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по волшебным островам» Цель: Развивать восприятие музыки и творческие способности детей, через интеграцию различных видов.

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес» (Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров Спортландия» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная. Цели: познакомить детей с различными.

Конспект занятия для коррекционной подгруппы детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну» Цель: 1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики.

Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие с Колобком»Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие с Колобком» Цель: Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Продолжать учить детей анализировать, обобщать, сравнивать,.

Конспект занятия по песочной анимации «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по песочной анимации «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Арт-студия. Занятие Космос. Цель: Закреплять умение рисовать силуэт ракеты в полёте, развивать способность оперировать представлениями.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Шахмандию»
Опубликовано: 23 мая 2022 в 19:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Шахмандию»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Савенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД