Оксана Галкина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город звуков»
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №101 «ДАШЕНЬКА» Г. ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МДОУ Д/С № 101)
Конспект
занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в город звуков»
Составила:
Галкина Оксана Викторовна
Воспитатель 1 кв. категории
Волжский
Образовательная область: Познавательное развитие
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в город звуков“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное», «Физическое».
Тип: Интегрированное.
Возраст детей : 5-6 лет.
Формы НОД: Наглядные, словесные, экспериментальные, здоровьесберегающая игротерапия, ИКТ.
Формы организации: Подгруппа.
Задачи с интеграцией образовательных областей:
Познавательное развитие:
- Познакомить детей с понятием «органы чувств» и их значением для человека
- Способствовать познанию мира через открытие свойств предметов и экспериментирование с ними
- Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое о физических явлениях.
Речевое развитие:
- Пополнять и активизировать словарь детей по данной тематике за счё т введения новых слов: органы чувств, слух, звуковые волны и т. д.
- Учить рассуждать вслух, развивать умение ясно и четко излагать свои мысли
- Развитие фонематического слуха.
Социально-коммуникативное развитие:
- Формировать позитивную установку к сотрудничеству в ходе опытов, желание принимать участие в экспериментировании.
Предварительная работа:
- игры на развитие фонематического слуха «Угадай, кто позвал?», «Громко-тихо», «Какой музыкальный инструмент звучит?»
- игра на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле
- рассматривание детских энциклопедий «Тело человека», «Как устроен человек» и т. д.
Материалы, оборудование:
1. Слайды с изображениями органов чувств;
2. Атрибуты для дидактических игр (бинокль, магнит, игрушечный мишка, атлас, вода, бутылка, ключ, замок, бинокль, линейка, пакет, музыкальные инструменты (барабан, арфа) расчёска, листы бумаги, таз с водой, лейка с водой, стаканчик, воронка (рупор);
3. ИКТ.
Ход занятия : Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. ( Дети: да, очень любим) Собирайтесь. А что мы с собой возьмем? Что нам понадобится в пути?
Детям предлагаются различные предметы: бинокль, игрушечный мишка, магнит, дорожный атлас. Необходимо назвать предметы, нужные для путешествия. Дети отвечают.
Воспитатель: Ой, что-то виднеется вдали. Но как рассмотреть? Что нам понадобится? (Бинокль)
- Что вам видно? ( Показывает надпись: «Город звуков»)
А как же туда попасть? Что необходимо посмотреть, чтобы узнать где находится город? ( Дети: карту, атлас). Точно. Давайте посмотрим атлас. ( Воспитатель листает атлас и находит лист с посланием: «Чтобы попасть в Город звуков, вы должны произнести волшебные слова: «Мы три раза обернёмся и друг другу улыбнёмся. 1-2-3 в Город звуков попади!» Этот город старинный и закрыт на замок. Чтобы его открыть нужен ключ. А он в бутылке, а бутылка лежит там, где живут книги и пусть достанет её самый старший.»
А как мы сможем его достать? ( Ключ спрятан в бутылке с надписью: «Не переворачивай меня!»).
Воспитатель спрашивает: с помощью чего можно достать ключ из бутылки, не переворачивая её? Предположения детей. Демонстрирует как это можно сделать с помощью магнита.
Как получилось достать ключ не переворачивая бутылку? (Ответы детей : Магнит притягивает металлические предметы). А на ключе что-то прикреплено. Давайте посмотрим. ( рассматривают записку: «Каждый, кто попадает в этот город узнаёт что-то новое, но требуется решить несколько вопросов».
Как интересно. Мы с вами каждый день что-нибудь узнаём. Что же ждёт нас сегодня?
А вон и замок. Пойдемте его откроем ключом.
Мы попали в Город звуков.
Посмотрите, вот и первое задание.
1. Дидактическая игра «Органы чувств»
На экране показаны картинки с изображением органов чувств человека (язык, глаз, нос, кожа, ухо). Необходимо найти нужный элемент и подвести к одному из органов. Дети по очереди подбирают соответствующие картинки к определённому органу чувств и называют то, что воспринимает данный орган.
Воспитатель (комментируя последнюю картинку) : Итак, орган слуха – это ухо.
А вы что-нибудь слышите сейчас? Нет. Тишина, никаких звуков.
Воспитатель: А если стукнуть ложкой по стеклянному стакану, возникнет звук?
Давайте попробуем узнать, как же появляется звук.
Опыт «Как звук появляется»
- Что вы слышите? (звук, стук, звон)
- Откуда же он взялся?
Оказывается, когда мы касаемся ложкой стакана, он дрожит незаметно для нас и воздух вокруг него тоже дрожит – получается звуковая волна, и мы слышим звук.
Да, жалко, что мы не видим, как дрожит стакан.
Воспитатель: А я знаю, как увидеть. Я предлагаю провести опыт с линейками.
Прижмите один конец линейки к столу рукой, и дерните за другой. Что вы видите? (линейка дрожит).
Да, возникает звуковая волна, и мы слышим звук. И указка может дрожать. Давайте попробуем. (Дети показывают).
А струна может дрожать? (пробуют дети) Мы слышим звук? (Да)
Ребята, сделаем вывод: звучит только то, что дрожит.
Опыт «Звук и горло»
Воспитатель: а теперь приложите руку к горлу и потяните звук «У». Что вы почувствовали рукой?
Ответы детей : горлышко дрожит.
Воспитатель: Это дрожат голосовые связки, когда мы говорим. Эти колебания передаются по воздуху, и он тоже дрожит. Еще их называют звуковыми волнами. Они расходятся по воздуху как круги по воде. Вот посмотрите. (картинка с изображением кругов на воде).
Воспитатель поясняет, что голос может звучать по-разному. Человек может сам свой голос делать тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким. А вот если громко разговаривать, то связки напрягаются, и горло начинает болеть.
Перед следующим испытанием нам необходимо подготовить наши ушки. Давайте поиграем.
Физминутка «Поиграем с ушками»
Подходи ко мне, дружок
Становись скорей в кружок.
дети подходят, становятся в круг
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
дети находят свои уши, показывают их
Ушко кажется, замёрзло
Отогреть его как можно?
дети прикладывают к ушам ладони, и трут ими всю раковину
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
дети прижимают уши к голове, затем резко отпускают
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
дети захватывают мочки, тянут их вниз, затем отпускают
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Воспитатель: Ребята, мы не просто так разминали наши ушки…Сейчас они будут напрягаться…Слушайте внимательно, нас ждёт новое испытание в «Городе звуков».
Дидактическая игра «Угадай, что звучит за ширмой»
Воспитатель по очереди демонстрирует звуки, которые издают разные предметы: шуршание бумаги, пакета, звук от зубьев расчески, барабан.
Воспитатель: Что вы услышали? Какой звук был громким, какой тихим?
Ответы детей : Расческа, звук тихий.
Воспитатель: Звуки бывают тихими и громкими. Зубчик у расчёски маленький, он колышет мало воздуха и идет меньше звуковых волн. Поэтому звук у расчёски тихий. ОПАСНОСТЬ
Сейчас мы с вами разберёмся, как ухо слышит звуки.
Я отойду от вас и скажу: «Ау». Слышно? (Да)
А теперь я сделаю такое приспособление, которое похоже на воронку и называется рупором. Скажу в него «Ау». Лучше слышно? Почему? (ответы детей)
А давайте узнаем почему.
Опыт «Как звук попадает в ухо»
Когда воздух проходит по уху он попадает сначала в ушную раковину (вот она, а потом в узкий канал, и слышим мы от этого лучше. Наша ушная раковина как будто ловит звук и провожает его в мозг.
Рассмотрим это.
Например, нам надо перелить воду из лейки в стаканчик (воспитатель показывает «дождик» из лейки, который собирается в стаканчик). Но так вода набирается плохо, неудобно, часть проливается мимо стаканчика. Давайте в стаканчик поставим рупор (демонстрирует). Почему с помощью рупора набрали больше воды? (Воспитатель слушает ответы детей и поощряет правильные).
Воспитатель: У рупора один конец широкий, а второй узкий. В широкий конец воды попадает много. Так и со звуком. Звук в широкий конец попадает и собирается в ухе как в воронке, поэтому и звучит он громче. У кого из животных уши похожи на рупор? (Ответы детей : заяц, лиса, волк, кошка, мышь). Поэтому и слышат эти животные лучше.
Итог занятия : Воспитатель: Вот мы и побывали в Городе звуков. Пора нам возвращаться в нашу группу: мы три раза обернемся, и друг другу улыбнёмся. Раз-два, раз-два…Мы вернулись, детвора!
Скажите, ребята, понравилось ли вам в Городе звуков? Что было самым трудным в путешествии, а что лёгким? Что вам показалось самым интересным? Вы узнали что-то новое?
Теперь вы знаете, как возникает звук, как доходят разные звуки до вашего уха. Спасибо вам за хорошую работу. А в следующий раз про что бы вы хотели узнать?