Анна Курилова
«Путешествие в город Тула» Интегрированная образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, народу, мастерам-умельцам.
Задачи:
1. Дать представление детям о старинном городе Тула и его достопримечательностях.
2. Познакомить детей с историей возникновения самовара, с его устройством и назначением.
3. Закреплять знания детей о Тульском прянике.
4. Расширять знания детей о тульской гармони, ее звучании, видах и мастерах.
5. Воспитывать чувство уважения к далёким предкам, землякам Тульского края, бережное отношение к истории родного города.
Публикация «„Путешествие в город Тула“ Интегрированная образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Материал и оборудование:
Иллюстрации г. Тулы, тульского оружия, гармони, пряников и самоваров, русские народные ударные инструменты.
Ход занятия:
Занятие проводится в музыкальном зале. Дети заходят в зал, садятся на стульчики
Муз. руководитель: Ребята, сегодня к нам в детский сад почтальон принес телеграмму. Послушайте: (читает) «Дорогие ребята! Я приглашаю вас познакомиться со старинным городом Тула. Там вы узнаете много нового и интересного. Ваш друг Скоморох». Ребята, как здорово! Вы любите путешествовать? (ответ) Тогда вставайте, я знаю волшебные слова, с помощью которых мы окажемся в Туле. Повторяйте за мной:
Покружились, покружились(дети кружатся)
В Туле с вами очутились (останавливаются).
Звучит песня «Тула – Родина моя»
Муз. руководитель:
Стоит на свете Тула-городок,
Стоит не слишком низок, не высок.
Но только тот, кто в Туле не бывал,
Тот матушки России не видал…
Этот уголок в России нашей
Несравненной красоты.
Воспитатель: Город Тула, ребята, находится в центре нашей огромной страны. Если посмотреть на карту этого города, то по контуру границ он похож на сердце (показ карты). Какое красивое название у этого города, а назван он так потому, что возник у слияния рек Упы, Тулицы и Воронки. Много почётных званий он имеет. Город-воин, потому что возник как крепость русского государства. Город-труженик, потому что живут в нём мастеровые люди, которые умеют делать оружие, самовары и гармошки, выпекать знаменитые тульские пряники. Город-герой, потому что во время Великой Отечественной войны туляки с честью обороняли свой город и не отдали его врагу (показ иллюстраций с видами города Тула).
Муз. руководитель:
Ребята, как вы думаете, почему Скоморох пригласил нас именно в этот город? (ответы) Может быть, здесь есть что-то особенное, чего нет в других городах? (ответы)
Воспитатель:
Великая Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Мы с вами сейчас пройдем по музеям города Тула. А что такое музей? Что там делают? (ответы) Посмотрите, первый музей, в который мы попали – оружейный.
Дети и педагоги подходят к первому столу, на котором разложены иллюстрации тульского оружия.
Муз. руководитель:
Любовались гости Тулой,
Громко восхищались –
Красотой оружия
Сраженные остались.
Воспитатель. Когда-то давно жил в нашей стране император и звали его Петр I. Он-то и повелел создать в Туле оружейное производство, чтобы свою Родину – Россию матушку защищать. С XVIв. Тула является кузницей русского оружия, с тех пор русские оружейники стали вооружать русскую армию пушками, саблями и пистолетами. Внимательно рассмотрим их сейчас, ведь такие уже не выпускают, они находятся только в музее (показ иллюстраций).
Дети внимательно рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями друг с другом.
Муз. руководитель:
Ребята, а для чего нужны были ружья? (ответ) А сейчас ими кто-нибудь пользуется? (ответ) Правильно, охотники! Поиграем в игру с нашими народными ударными инструментами! (дети разбирают инструменты, встают в круг).
Раз, два, три, четыре, пять, (ритмично играют трещотками)
Вышел зайчик погулять.
Друг охотник выбегает, (поживее играют деревянными ложками)
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой!(бьют громко и ритмично в бубен)
Умирает зайчик мой!(отрывисто играют на ксилофоне)
Принесли его домой,(мягко звенят бубенчиками)
Оказался он живой! (торжественно играют на деревянной коробочке)
Звучит народный наигрыш гармони
Муз. руководитель: Что это, ребята, звучит? (ответ) Отправимся к музею тульской гармони (подходят ко второму столу, на котором находится гармонь и иллюстрации других видов тульской гармони).
Наша тульская гармошка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подружка, подпевай!
Мастеров старинной Тулы
Во весь голос прославляй!
Посмотрите на гармонь, из чего она состоит? (ответы) Ребята, гармонь – это клавишно-пневматический инструмент, то есть у нее есть кнопочки, на которые нажимают и пространство между ними из воздуха, обтянутое тканью. Если просто нажать на кнопочку, звука не будет. А вот если нажать и развести меха в разные стороны, получается вот такой красивый звук (демонстрирует).
Самые первые ручные гармони изготовили тульские мастера, братья Шкунаевы(показ иллюстрации)Такие гармони были легкие и небольшие, а надевали их на запястья рук и пальцами нажимали на кнопочки. Такую гармонь было удобно взять с собой хоть куда. Но на ней можно было извлекать небольшое количество звуков, потому что она была маленькой. Позже появились двухрядные и даже трехрядные гармони (показ иллюстраций). Они были красивые и певучие, поэтому без них не обходилось ни одно народное гуляние. Под гармонь люди пели песни и частушки, танцевали и просто слушали плавные задушевные мелодии(показ иллюстраций).Сейчас мы послушаем лирическую песню в сопровождении гармони «На Руси не умолкнут гармони»
Прослушивание песни. Дети делятся впечатлениями от прослушанного.
Музыкальный руководитель.
А гармошки тульские хороши,
А плясать под нее мы будем от души!
Дети исполняют народную пляску «Сударушка»
Воспитатель:
Эй, честные господа
К нам пожалуйте сюда!
В мастерскую проходите,
Да гармошки смастерите!
Муз. руководитель:
Вместе дело спорится,
А врось – хоть брось.
Не будет скуки, когда заняты руки.
Дети проходят за столы и из цветной бумаги изготавливают гармони. Воспитатель показывает и помогает выполнить.
Воспитатель:
Вот мальчишки, вот девчонки!
Вы –умельцы-мастера,
Изготовили гармони
На все времена!
Мы гармони те возьмем,
Да на ярмарку снесем.
Муз. руководитель:
А сейчас нам пора в следующий музей– тульского пряника и самовара (подходят к столу с самоваром, пряниками, иллюстрациями).
Золотой наш самовар
Им не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Наш земляк красуется.
Воспитатель:
Традиции русской семьи – чаепитие. В каждой избе был самовар. Первый самовар изготовил тульский мастер Назар Лисицын. Самовары делали из красной, зеленой меди, мельхиора, иногда самовары украшали серебром и золотом. Основной материал – латунь. Не зря говорили «Дай туляку кусок железа, он сотворит чудо». Самовары делали большие и маленькие, разных фасонов. Даже самовары подарочные и сувенирные. Топили самовары шишками и лучиной, а раздували огонек сапогом. Также считалось, что самовар – символ гостеприимства, тоску разгоняет, людей сближает, добро и любовь несет.
Дети исполняют танец «Самовар»
Воспитатель: Чай из самовара на Руси пили с вареньем, баранками и конечно же пряниками. Известно, что пряники любили на Руси с давних времен. Форму для пряников делали из деревянных досок, которые резали из березы и груши и сушили от 5-20 лет. После того, как доска была готова, резчик-художник наносил рисунок. Фигурный пряник – предмет художественного творчества. Требовались не только вкус, но и красота, поэтому резьбе придавалось особое значение(показ иллюстраций).
С пряниками на Руси было связано много народных традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием – рождением, крещением и т. д. Сколько времени прошло, но даже сейчас тульский пряник радует нас своим вкусом и качеством!
Дети:
Пряники печатные
До того нарядные,
Мы их сразу не съедим,
А сначала поглядим.
Дети исполняют «Пряничную песенку»
(Журнал «Музыкальный руководитель» 6 /2005, с. 56). |
Муз. руководитель:
Пряник тульский - это класс!
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди вас.
Скорее инструменты разбирайте
И про тульский пряник нам сыграйте!
Дети исполняют оркестром на ударных народных инструментах «Тульский пряник»
Воспитатель:
Угощайтесь тульскими пряниками!
Дети и педагоги пьют вместе чай с пряниками.