Юлия Байчурина
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с музеем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной группы
«Знакомство с музеем»
Цель: Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие".
Образовательные задачи:
-формировать первоначальные представления детей о музеи
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Знакомство с музеем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- познакомить детей с разными профилями музеев и работниками музея
-знакомить детей с особенностями быта мордовского народа в уголке национальной культуры;
-закреплять представление об избе, о печке - как о главном предмете избы;
-продолжать знакомить с мордовским фольклором (пословицами, поговорками, загадками);
-продолжать знакомить с произведениями композиторов Мордовии;
-обогащать словарь названиями предметов быта: печь, ухват, чугун, зыбка.
Развивающие задачи:
-развивать творчество, фантазию, любознательность;
-развивать интерес к продуктивной деятельности;
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;
-воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству, к республике Мордовия.
Методические приё мы: беседа, просмотр презентации «Знакомство с музеем», рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей, слушание музыкальных произведений, разучивание потешки «Каткине» на мордовском (эрзя) языке, итог занятия.
Материалы и оборудование: "Мордовская изба", печка, кукла в мордовском национальном костюме, зыбка, чугунок, ухват, мольберт, дидактическая игра «Лото – ассоциации».
Музыкальное сопровождение: Колюбельная на мордовском языке «Улю-балю-баю-бай», ансамбль «Торама»- «Домна патям
Предварительная работа: посещение мини-музея, рассматривание предметов старинного быта, использование мордовских народных игр в группе и на прогулке, чтение мордовской литературы.
Ход
Беседа «Что такое музей»
Воспитатель:
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки…
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в … (музей).
Воспитатель:
– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте.
Воспитатель:
- О музее
Воспитатель:
- Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Для чего люди создают музеи (Ответы детей).
Воспитатель:
- Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.
Воспитатель:
- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.
Воспитатель:
– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).
Воспитатель:
– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.
Воспитатель:
- Их профессия называется археолог.
- А еще экспонаты в музеи дарят люди.
- Их называют дарители.
– Как экспонаты попадают в музей мы узнали. А все ли предметы могут стать экспонатами музея (Предположения детей).
Воспитатель:
- Чем отличается экспонат от простого предмета?
(Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность).
- В каждом городе есть музеи. В нашем городе тоже есть.
Просмотр презентации «Знакомство с музеем» (с комментариями)
Беседа «музейные профессии».
Воспитатель:
- Ребята, в музеях работают очень много людей и я Вас хочу познакомить с основными профессиями музейных работников.
Экскурсовод - Встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты
Архивариус -Учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках
Эксперт - оценщик оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.
Хранители – Принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции
Реставраторы - это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.
Смотритель музея -встречает гостей у входа в музей, подводит экскурсоводу.
Билетёр -Продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,
Гардеробщик -Забирает одежду, выдает номерок и бахилы.
Экскурсанты - Приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы посетить музей? (Ответ детей)
Воспитатель: Я предлагаю Вам посетить наш мини - музей национального быта и познакомиться с экспонатами музея.
Но, при посещение музея нужно вести себя по-особому.
Правило №1 – в музее хранятся экспонаты, которым очень много лет, поэтому трогать руками мы их не будем, только по-особому разрешению.
Правило №2 – уметь слушать. Только тот, кто будет следовать этим правилам, обязательно попадет в страну Истории – в музей!
- Заходя в музей, вы оказываетесь в круговороте времени, где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу.
Экскурсия в мини – музей народного быта.
(под музыку мордовских композиторов дети заходят в музей
Национального быта, их встречает хозяюшка в мордовском костюме – воспитатель).
Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс инжеть! Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Монь лемем эрзякс Юлия. Меня зовут Юлия. Кенярдан тыненк! Совадо, инескеть!
Милости прошу! Рада гостям, как добрым вестям. Всех привечаю, душевно встречаю.
Воспитатель: А теперь я бы хотела с вами ребята познакомиться. Кода тонь леметь?
Дети: Монь лемем Полина
(дети поочерёдно называют свои имена на мордовском языке)
Воспитатель: Так радушно всегда встречали гостей мордовский народ. Давным-давно мордовский народ строил себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. А на мордовском языке «дом» называют –кудо. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.
-Как вы думаете, а где самое уютное место в доме?
Дети: На печи.
Воспитатель: Правильно. Вы присаживайтесь на стулья, а я вам расскажу про печку. В старину говорили так:
-«Хлебом не корми, только с печи не гони»,
Кто сидел на печи - тот уже не гость, а свой.
С печкой у мордовского народа связано много представлений и обрядов. Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от болезней. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печка- и поилица, и кормилица, и телосогревательница». А когда новый дом строили, то новый сруб обходили с суронь-кашей, чтобы долго жить в этом доме.
(пояснить)
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки. Если отгадаете их, то узнаете, как предметы помогали готовить в печи вкусную суронь-кашу.
1. В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке (чугунок)
2. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
(Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.)
Воспитатель: Правильно, почти все предметы в избе делались своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду.
(воспитатель обращает внимание детей на мордовский национальный костюм)
Воспитатель: Посмотрите на мордовскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у мордовской вышивки и какие элементы мордовского орнамента вам знакомы (ответы детей)
( на мольберте четыре мордовских рубахи-панарт с изображением основных элементов мордовской вышивки: ромб, ёлочка, галочка, крест)
Воспитатель: Молодцы. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры. Предлагаю вам поиграть в мордовскую народную игру «Бабушка».
Воспитатель:
Расскажите ребята, что вы видели интересное в музее? (ответы детей).
Воспитатель:
Кто в музее все показывает и рассказывает? (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы правильно - экскурсовод.
Воспитатель:
Хотели бы вы сейчас жить так, как жили люди нашего края раньше много лет назад, и почему? (ответы детей).
Воспитатель:
Что нового появилось в современной жизни (ответы детей).
Воспитатель:
Что вам особенно понравилось в музее? (ответы детей).
Воспитатель:
Зачем люди создают музеи и почему часто приходят туда? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно - это делается для того чтобы сохранить все для потомков. Чтобы они помнили и не забывали, берегли то, что у них есть и радовались жизни.
«Край любимый мой родной»
Край любимый мой родной,
Я люблю тебя душой.
Чтобы многое узнать,
По музеям похожу,
На старинные предметы погляжу.
И о том, как жили люди в старину
Своим друзьям я расскажу.
Пусть они растут большими,
Берегут свой край родной,
Все, что есть у нас -
Потомкам, они тоже сберегут.
Для закрепление пройденного материала воспитатель на следующий день предлагает детям поиграть в игру «Лото – ассоциации».
Инструкция к игре: детям раздаются фишки и карточки, на карточках
изображены старинные предметы быта, на фишках современные
предметы быта.
Задача детей соединить фишку с изображением на карточке так, чтобы
проводилась аналогия: старинный предмет – аналог современный.
Например, зыбка – кроватка: зыбка – старинный предмет быта, а кроватка его аналог только современный, чугунок – кастрюля: чугунок – старинный, кастрюля современный и т. д.