Наталья Каляганова
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей подготовительной группы «Путешествие в пустыню»
Цель: развивать познавательно – исследовательский интерес через экспериментальную деятельность
Задачи:
Образовательные
- углублять и систематизировать представление детей о растительном мире пустыни;
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
- активизировать речь детей, обогатить их словарный запас словами: саксаул, бархан, перекати-поле.
Развивающие
- развивать любознательность, творческое воображение;
- развивать интерес к экспериментальной деятельности
Воспитательные
- воспитывать познавательный интерес к природе.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам снова отправиться в путешествие по нашей необыкновенной планете – Земля.
Давайте посмотрим на глобус и вспомним, где мы недавно путешествовали с вами
Воспитатель показывает глобус. Ответы детей
Воспитатель: сегодня нас ждет необыкновенное путешествие. Послушайте загадку:
Здесь песок один повсюду,
Дождик здесь подобен чуду.
Прямо с самого утра
Здесь ужасная жара.
И воды мы не найдем
Здесь, ребята, днем с огнем. (Пустыня)
- Верно, это пустыня
Пустыня – это большое пространство, покрытое песком, там очень жарко. Песок лежит повсюду, даже горы из песка – барханы. (Рассказ педагога сопровождается показом слайдов.)
- Самая большая пустыня на Земле - Сахара в Африке.
- Интересно, какого цвета пустыня на глобусе? Ответы детей.
- Почему? Ответы детей.
- Я думаю, что пустыню так называют, потому что там пусто. Вы согласны с моим мнением?
Дети: Нет
Воспитатель: действительно, название "пустыня" совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к жизни в таких условиях.
- Как вы думаете, легко ли передвигаться по пустыне?
Дети: путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке, дует горячий ветер.
Воспитатель: в этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное, какое вы узнаете, отгадав загадку:
Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)
- Конечно, это верблюд. Давайте, посмотрим, что есть у верблюда на спине? (Горбы)
- А как вы думаете, зачем верблюду горбы? Ответы детей.
- В своих горбах верблюд содержит запасы жира, что позволяет ему обходиться без пищи и воды. Существуют верблюды одногорбые и двугорбые. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног.
- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему? Ответы детей
-Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море
Опыт № 1 «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»
Воспитатель: Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? (ответы детей)
- А теперь возьмите палочку с широкой основой и походите по песку.
- Палочка проваливается в песок?
Дети: нет
Воспитатель: почему? Какой можно сделать вывод?
Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в
песок и помогает ему шагать по пустыне.
Опыт № 2 «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды» :
Предложить детям подышать на зеркальце - зеркальце затуманилось.
Воспитатель: воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.
Воспитатель: какой климат в пустыне?
Дети: климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце, иногда дуют сильные ветра.
Воспитатель: а вы знаете, что такое песчаная буря?
Дети: песчаная буря – это, когда дует сильный ветер и поднимает песок.
Воспитатель: верно, но так это или нет, мы сейчас проверим.
Проведение опыта:
Опыт № 3 «Возникновение бури»
Воспитатель: для проведения опыта разделитесь на пары. (Подходят к столам)
- Сначала один из вас будет дуть в трубочку, а второй - наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.
- Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.
Малоподвижная игра «Солнце светит высоко…»
Солнце светит высоко – Очень-очень высоко (потягиваются)
А колодец далеко. Очень – очень далеко (встают на носки, смотрят вперед)
А вокруг одни пески
Слева, справа все пески (повороты в стороны с отведением руки)
А пески те горячи
Очень – очень горячи (подскоки)
Караван идет день полный
Впереди нелегкий путь, (ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Но хозяин очень добрый
Дал верблюдам отдохнуть (присели, «спят»)
Игра «Выбери растения пустыни»
Воспитатель: Ребята, перед вами карточки с растениями, выберите те карточки, на которых изображены растения, которые растут в пустыне. (дети выбирают нужные карточки)
- Молодцы, вы справились с заданием.
Воспитатель: В пустыне растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки. У этих растений очень длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу пятнадцатиэтажного дома, то его корни достанут до земли. Длинные корни растениям нужны для того, чтобы доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй.
-А почему они выживают в условиях пустыни?
Дети: они выживают в условиях пустыни потому, что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях, и у них очень длинный корень.
Воспитатель: я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)
Опыт № 4 «Что происходит с водой в пустыне»
Воспитатель: возьмите стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
Пальчиковая игра «Дождик, веселей!»
- Играя в путников, идущих по пустыне и утомленных от жары, пробуем вызвать дождь, в этом нам поможет пальчиковая игра:
Дождик, дождик, веселей! (поочередно каждым пальчиком правой руки стучим по ладони левой)
Капай, капай, не жалей! (поочередно каждым пальчиком левой руки стучим по ладони правой)
Только нас не замочи! (складываем руки домиком над головой)
Зря в окошко не стучи! (стучим кулачком о кулачок)
Брызни в поле гуще: (изображаем пальчиками «брызги»)
Станет травка гуще! (ладони перед собой, пальчики смотрят вверх, растопыриваем их — изображаем травку)
М/п игра «Перекати-поле»
Ход: Дети стоят в кругу. По сигналу начинают передавать мяч – «перекати-поле» по кругу. При ударе в бубен, передача мяча прекращается. У того, кого мяч, показывает какое-нибудь животное, другие дети отгадывают.
Воспитатель: как вы думаете, ребята, на что похожа пустыня?
Дети: пустыня похожа на песочное море.
- Правильно, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застыло. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.
Игра «Напиши букву на песке»
Воспитатель называет несколько слов, начинающихся на одну букву, ребенок пишет ее на песке (кактус, караван; солнце, скорпион, сопка и т. д.). Теперь подуйте через трубочку на песок. Что произошло? (Ответы детей)
Итог занятия :
Воспитатель: ребята, вам понравилось путешествие в пустыню?
- Что было самым трудным для вас?
- Что нового вы для себя узнали?
- На чем удобнее всего путешествовать по пустыне? (Ответы детей)
- А какие растения могут выжить? Назовите их.
Дети: Кактусы, верблюжья колючка, саксаул.
(на фланелеграфе выставляются картинки растений)
- Спасибо вы большие молодцы. На следующем занятии мы с вами будем создавать «оазис» - флорариум «Пустыня».