Ольга Нехорошева
Конспект занятия для детей 4–5 лет по ФЭМП на тему «Геометрические тела. Цилиндр»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей 4- 5 лет
по формированию элементарных математических представлений
на тему «Геометрические тела. Цилиндр»
Публикация «Конспект занятия для детей 4–5 лет по ФЭМП на тему „Геометрические тела, Цилиндр“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Цилиндр. Все о цилиндрах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Цель: закреплять представления детей о геометрических телах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других геометрических тел.
Задачи:
1) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
2) закрепить счет до восьми, умение выделять и называть общее свойство предметов, представления об изученных геометрических телах, умение соотносить плоскостные геометрические фигуры с пространственными телами;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать мышление, внимание, память, речь, воображение, творческие способности.
Материалы и оборудование:
Предметы цилиндрической формы, предметы других геометрических форм, карточки с цифрами от 1 до 8, коробка, 3 палки цилиндрической формы.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
- Часто ли вы бываете с родителями в магазинах?
- Какие магазины есть около вашего дома?
- Как бы назывался магазин, если в нем продавались только игрушки? (игрушечный)
- Какое общее свойство у игрушек? (в них играют дети)
- Как бы назывался магазин, если в нем продавались только продукты?
(продуктовый)
- Какое общее свойство у всех продуктов? (их кушают)
Значит, в магазинах собирают предметы, которые чем-то похожи.
2. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Магазин»
Воспитатель рассказывает, что открылся новый магазин и предлагает детям сходить туда. Дети собираются вокруг стола, на котором находятся предметы цилиндрической формы, например, банки из - под кофе, стаканы, бокалы, кусочек колбасы, деревянный цилиндр из конструктора.
- Как вы думаете, как называется этот магазин?
(Дети затрудняются в ответе, так как все предметы разные)
- Смогли ли вы назвать магазин? (нет)
- Почему не смогли? (Мы не знаем, что общего у всех этих товаров)
3. Открытие нового знания.
Сначала дети рассматривают предметы на столе. А затем каждый ребенок берет по одному предмету и ставит перед собой. Воспитатель предлагает высказать свои версии, создает атмосферу доброжелательности, поиска идей, вовлекает в обсуждение всех детей, задавая им при необходимости наводящие вопросы:
- Может быть, они похожи цветом, размером?
Таким образом, дети выясняют, что у всех предметов одинаковая форма.
- Как же назвать новый магазин? (магазин цилиндрических товаров)
- Посмотрите внимательно на товар в этом магазине и попробуйте назвать группу предметов внутри него, и назовите одним словом.
Если дети затрудняются, то воспитатель отбирает два вида колбас и янтарный сыр и просит назвать одним словом (продукты)
Далее дети находят группы: конструктор- строитель, парфюмерия (тушь, флакон лака для волос).
4. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель показывает на ящик, стоящий около шкафа, и рассказывает, что в магазин цилиндрических товаров привезли ящик с товаром. Нужно этот ящик переместить в другой конец комнаты – к нашему магазину. Ящик достаточно тяжел.
- Как переместить ящик? (Дети предлагают перенести или передвинуть. Несколько ребят пробуют по одному и вместе двигать. Трудно, тяжело, не получается).
Воспитатель говорит, что грузчикам приходится переносить много тяжелого груза, ведь в магазин привозят много товаров.
- Смогли вы помочь грузчикам? (нет)
- Почему не смогли? (потому что ящик тяжелый и мы его не смогли переместить).
5. Открытие нового знания.
- Ну раз старый способ не подходит, давайте придумаем новый способ.
Воспитатель обращает внимание детей на деревянные цилиндры, лежащие на столе (в магазине). Задача воспитателя – подвести детей к выводу о том, что под ящик нужно подложить цилиндры и прокатить их.
- А цилиндр может катиться? (да) Покажите!
- Как же использовать цилиндр вместо колес? (подложить цилиндры под ящик и катить).
-Молодцы! (перекатывают)
Воспитатель подводит итог: цилиндр может катиться, поэтому он помог переместить тяжелый предмет с одного места на другое.
6. Включение знания о цилиндре в систему знаний.
Воспитатель с детьми открывает ящик с товаром, и выкладывают товар на ковер.
-Весь ли товар подходит в наш магазин цилиндрических товаров? (нет)
-Почему? (тут товар разной формы)
- Давайте найдем и поставим в магазин нужные предметы. (Дети находят предметы цилиндрической формы и несут в магазин)
- Предметы какой формы остались на ковре? (дети назовут пирамиду, призму, конус)
Дети по одному выходят, называют форму, собирают все предметы этой формы и кладут рядом карточку с нужной цифрой по числу предметов.
Когда все предметы поделены на группы, можно спросить детей, что объединяет предметы в группе (форма, размер) и что разделяет (цвет).
7. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- Где вы сегодня были?
- Что вам больше всего понравилось?
- Чем вы сегодня помогли магазину?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не знали свойства цилиндра, они не смогли бы узнать название магазина и передвинуть тяжелые вещи.