Инна Подуровская
Конспект занятия «Дикуша — доверчивая птица» для дошкольников, имеющих нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: развитие мелкой моторики дошкольников через технику прикладного творчества – обрывная аппликация при изучении особенностей дикуши.
Оборудование и материалы: презентация «Дикуша – доверчивая птица», трафарет ели, цветная картинка дикуши, синтепон или вата, белая альбомная бумага или картон формата А5 для каждого ребенка, ножницы, клей.
Теоретическая часть. Просмотр презентации или видеоролика о дикуше.
Проговариваем особенности дикуши.
1. Дикуша питается хвоей, почками деревьев, ягодами и листьями брусники. Чтобы переварить хвою, дикуши заглатывают небольшие камешки, которые перемалывают грубую пищу птиц прямо в желудке.
Публикация «Конспект занятия „Дикуша — доверчивая птица“ для дошкольников, имеющих нарушения речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задание: закончите предложения.
У человека квартира, а у дикуши (гнездо)
У лисы шерсть, а у дикуши (перья)
У нас нос, а у дикуши (клюв)
У человека ребенок, а дикуши (птенец)
Дом из кирпичей, а гнездо (веток)
У человека ноги, а у дикуши (лапы)
У людей ногти, а у дикуши (когти)
2. Дикуша не боится людей.
Задание: послушайте рассказ и перескажите.
Известный писатель, геолог и путешественник Григорий Анисимович Федосеев так описывал ловлю этой птицы:
«У молодой ели усердно лаяла собака Чирва. Там, невысоко от земли, сидела серая птица. Но, странно: наш приход не встревожил ее; она даже не выразила испуга и тогда, когда Илья поднес жердь с петлей к ее голове, — птица слегка вытянула шею, эвенк накинул петлю и сдернул ее с ели. Через несколько секунд я держал ее в своих руках, но и теперь у нее не было испуга, будто она не понимала той опасности, какая грозила ей…
Высвободившись из рук, каряга отлетела метров на пятьдесят и снова уселась на дерево. Мы все подошли к ней. Чирва с Залётом уже облаивали ее. На этот раз я сам решил испытать этот странный способ ловли каряг и убедиться в отсутствии у нее страха. Подражая эвенкам, я взял жердь и подошел к ели. Птица не улетела, она спокойно смотрела на меня и, переступая с ноги на ногу, топталась на сучке. Я поднес к ней конец жерди, каряга, глубоко втянув голову, продолжала сидеть. Я накинул на нее петлю и, захлестнув ею ноги, снял с сучка. Снова она оказалась в моих руках, но на сей раз я принес ее в лагерь. Все мы долго рассматривали странную птицу, у которой действительно не было страха. И, освобожденная вторично, она села недалеко на ветку».
3. Дикуша – эндемик Дальнего Востока и занесена в Красную книгу.
4. Дикуши хорошо переносят холода и спят под снегом.
Динамическая пауза. Игра «Кто спрятался». Ведущий говорит: «Осень. Дикуши гуляют» и дети медленной походкой ходят по кабинету. Ведущий говорит: «Зима. Дикуши прячутся». Дети садятся на корточки, прикрывают голову руками и закрывают глаза. Ведущий накрывает одного из ребят покрывалом и говорит – «Пришла весна». Ребята поднимаются и быстро пытаются угадать, кто под покрывалом.
Практическая часть. На альбомном листе или белом картоне формата А5 обводится трафарет ели. Ель вырезается. В технике обрывная аппликация поверхность ели заклеивается зеленой бумагой. Низ ели загибается в виде кармана, куда помещается картинка дикуши, приклеенная на кусочек картона для жесткости. Сверху кармана наклеивается «снег» - кусочек синтепона или вата.
Рефлексия. Учащимся задаются следующие вопросы: какие слова или словосочетания вам больше всего запомнились, связанные с дикушей? (тайга, хвоя, непуганая, ягоды, почки деревьев, гнездо, снег, морозы, пестрая окраска и т. д.). Что было самое интересное на занятии? А что самое сложное? Что самое простое? Как вы считаете, получилась ли у вас творческая работа?
Методические рекомендации. Во время практической части занятия ребята выполняют несколько действий для развития мелкой моторики – отрывают кусочки бумаги или отрезают ножницами и приклеивают, обводят трафарет, трогают кончиками пальцев мягкий синтепон. Конечно, ребятам хочется поиграть с дикушей, что они всегда и делают в конце занятия. Поэтому мы не приклеиваем дикушу на ель или в кармане. Но, чтобы она не выпала из кармана, можно придумать сверху кармана застежку.