Зинаида Ивановна Тавинцева
Конспект открытой НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе логопедической группе «Число 7. Цифра 7»
▼ Скачать
Конспект открытого НОД по познавательному развитию
в подготовительной к школе логопедической группе «Капельки»
на тему: «Число 7. Цифра 7»
Цель НОД:
Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.
Задачи НОД:
Обучающие:
Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязи целого и частей.
Развивающие:
Развивать зрительную и слуховую память, связную речь, словесно-логическое мышление детей, творческое воображение, мелкую моторику пальцев и кистей.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – числовой отрезок, опорные таблицы для закрепления состава числа 7, орешки, грибы, яблоки, цифры 1-7, карточки для составления состава чисел 4,5,6,7.
Раздаточный – круги, квадраты, палочки Кюизенера, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Доброе утро дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада вас видеть на нашем занятии. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости (воспитатели из других групп, давайте поздороваемся с ними. А ещё
улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение своим друзьям, а также поделимся улыбкой с нашими гостями.
2. Знакомство с числом 7 и цифрой 7.
1) «Весёлые задачки».
В задании повторяется состав числа 6. Воспитатель читает стихи, а дети на основе предметных действий самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.
а) Я нашла в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки сосчитай-ка!
Один ребёнок выкладывает у демонстрационной доски орешки,
проговаривая свои действия вслух (записывает пример) Остальные – у себя на столах выкладывают круги разного цвета.
б) Четыре кубика у Маши,
Два кубика у Наташи.
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети (записать пример)
в) Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
Также, один ребёнок выкладывает у доски грибы, а остальные дети у себя на столах выкладывают палочки Кюизенера (3 больших, 3 маленьких) Ребёнок у доски записывает получившийся пример.
- Что вы заметили общего в этих примерах?
- Ребята, как можно получить число 6? (5+1, 4+2, 3+3)
2) Образование числа 7.
- Ребята, посмотрите, у нас есть два замечательных друга. Послушайте задачку про них.
Ёж спросил ежа-соседа:
- Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу:
Шесть принёс, одно несу.
Призадумался сосед:
Это сколько будет всех?
- Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок ёж уже принёс? (6 яблок) Положите у себя на столах столько же красных кружков.
- Сколько яблок он ещё несёт? (одно)
- Что мы должны сделать? (прибавить ещё одно яблоко)
- Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили 1 яблоко?
- Как получили 7 яблок? (к 6 яблокам прибавили одно яблоко – получили 7 яблок) Как мы запишем пример?
- Ребята, сегодня мы познакомились с новым числом, и обозначается оно цифрой 7. На что похожа цифра 7?
Что сказать о цифре 7?
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай-ка их живей!
Если в счёте не собьёшься –
Ровно семь получишь дней.
Дети называют дни недели в правильной последовательности. Воспитатель выкладывает 7 разноцветных лепестков – по количеству цветов радуги.
Игра «Дни недели»
(с помощью цифр от 1 до 7 построиться в ряд по порядку)
3. Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.
- Посмотрите на числовой отрезок. Как попасть из точки 2 в точку 3? Из точки 4 в точку 5? Из точки 6 в точку 7? (надо сделать 1шаг вправо – прибавить 1)
- Что происходит с числами, если двигаться вправо по числовому отрезку? (числа увеличиваются) А если двигаться влево? (числа уменьшаются)
Физкультминутка «Ёжик»
Утром по лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
4. Выполнение упражнений в рабочих тетрадях по математике.
- Ребята, открываем тетради там, где закладка. Посмотрите на модели фишек домино, из каких двух чисел можно составить число 7?
Показать детям как пишется цифра 7.
- Ребята, давайте представим, что мы с вами дирижёры и при помощи дирижёрской палочки в воздухе нарисуем цифру 7, а теперь «носом Буратино» нарисуем цифру 7. – Молодцы!
- Выполняем задание под номером 2 самостоятельно. Найдите самые большие цифры, затем самые маленькие цифры. Какого цвета цифры остались на картинке?
- Но сначала давайте разогреем наши ладони.
Карандаш в руках катаем,
И ладошки согреваем,
Очень быстро мы катаем,
Никогда не замерзаем (катаем карандаш между ладонями)
- Приступили к выполнению задания.
В процессе выполнения задания сделать пальчиковую зарядку.
Дятел, дятел постучи,
Где сидишь ты, покажи.
- У всех получилось выполнить задание? Молодцы ребята!
На демонстрационной доске таблички для закрепления состава числа 7:
6+1; 5+2; 4+3
- Посмотрите на ниточку бус в задании под номером 3. Сосчитайте бусинки (6) Дорисуйте красным карандашом столько бусинок, чтобы их стало 7. Сколько бусинок вы дорисовали? (1) Напишите в пустом «окошке» нужную цифру. Какое выражение у вас получилось? (6+1)
- Сосчитайте цветы в вазе. Дорисуйте цветы в вазе красным карандашом, чтобы их стало 7. Допишите числа в «окошках». Что получилось? (5+2)
Пальчиковая зарядка
- Мы точилочку берём,
Карандаш в неё кладём,
Будет, будет острый наш
Красный карандаш.
- Сосчитайте листики на веточке. Дорисуйте, чтобы их стало 7. Запишите числа в «окошки». Что получилось? (4+3)
Обобщение:
- Из каких двух чисел можно составить число 7? (обратить внимание на таблички)
5. Игра «Сколько не хватает»
6. Игра «Самый внимательный»
7. Игра с воздушными шариками.
Итог:
Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам было особенно интересно делать?