Юлия Крупицкая
Конспект занятия «Бумага разная» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «РУЧЕЁК»
Конспект по коммуникативной, познавательно-исследовательской образовательным деятельностям на тему:
ОО «Речевое развитие»
Публикация «Конспект занятия „Бумага разная“ в старшей группе» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Виды бумаги. Такая разная бумага
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Старшая возрастная группа (6-7 лет)
Выполнила:
Учитель-логопед 1-ой категории
Крупицкая Ю. Ю.
п. Васильково
2018
Цель: развитие познавательно-речевой активности: активизация лексического словаря, развитие связной речи дошкольников старшего возраста 6 – 7 лет, развитие словесно-логического мышления.
Задачи
1. Обучающие:
- закрепить использование в речи как можно больше прилагательных, глаголов при описании признаков предмета и его действий;
- закрепить словообразование сложных прилагательных; научить согласовывать их с существительным;
- научить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительным;
- закрепить использование в связной речи пространственных предлогов;
- закрепить согласование числительного, прилагательного и существительного;
- учить находить главные признаки при описании предмета;
2. Развивающие:
- развитие активного лексического словаря через серию лексико-грамматических игр;
- развитие связной речи;
- развитие слухового восприятия;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие речевого дыхания;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие любознательности;
- внимания, памяти, мышления.
3. Воспитывающие:
- воспитывать интерес к словотворчеству и речевой культуре;
- воспитывать любовь и бережное отношение к лесу;
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Методы и приемы
- Наглядные (демонстрация, наблюдение;
- Словесные (беседа, лексико-грамматические задания, составление описательного рассказа);
- Практические (выполнение лексико-грамматических упражнений, дыхательная гимнастика, звуко-буквенный анализ слова, физкультминутка, ответы на вопросы, зрительная гимнастика).
Формы работы
- групповая;
- индивидуальная.
Оборудование
- Демонстрационный материал: коробка (Пакет, книга, альбом, салфетки, набор цветной бумаги, бархатная бумага, блокнот, картон, подарочная коробочка, наждачная бумага); деревянные предметы (ложка, пирамидка, линейка, кубики); кусочки бумаги; листки бумаги для каждого; игровой кубик; ассоциативные карточки; карточки; волшебный мешочек.
- ИКТ-средства (ноутбук, мультиборд);
- Раздаточный материал: бумага простая А4, кусочки цветной бумаги, бумага для эксперимента.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Логопед собирает детей возле себя. Ребята, мне передал библиотекарь в школе на экскурсии вот такую записку и коробку. А в записке вот что: «Ребята, рассмотрите внимательно содержимое коробки. Скажите, почему все эти предметы находятся в одной коробке? Докажите их сходство! Но ребята, нам нужно пройти ряд интересных испытаний! Вы готовы?)
2. Основная часть.
Игра «Бумажная коробка» (Стоя на ковре)
Беседа. – Что находится в коробке? (Пакет, книга, альбом, салфетки, набор цветной бумаги, бархатная бумага, блокнот, картон, подарочная коробочка, наждачная бумага). Дети, перебирая предметы, называют каждый.
- Почему все эти предметы находятся в одной коробке? Может в них есть что-то общее? Из чего все эти предметы сделаны? (Из бумаги. Значит эти предметы какие? БУМАЖНЫЕ – хоровой ответ)
Активизация прилагательного «бумажный». Каждому задается вопрос. Пакет из бумаги какой? Книга из бумаги какая? И т. д.
Разделите слово бумага на слоги. С какого звука начинается слово бумага, а каким звуком заканчивается? Назовите только гласные звуки в слове бумага.
- У вас в руках одинаковые бумажные предметы? (Нет, разные) Как вы думаете, почему предметы все бумажные, НО разные? Что можно сделать из бумаги? (Бумага тоже бывает разной)
Игра «Какая разная бумага» Активизация относительных прилагательных. (Дети достают из «волшебного мешочка» по кусочку бумаги и наощупь определяют качества бумаги.) Бумага бывает : мягкой, твердой, бархатной, шершавой, тонкой, толстой, скользкой и т. д. Учитель-логопед демонстрирует ассоциативные карточки и спрашивает: «Мягкая, как что? Твердая, как что?»
Элемент дыхательной гимнастики. На ладонь кусочек бумаги положили – дуем.
Игра «Скажи наоборот» Активизация относительных прилагательных с противоположным значением. Кусочки бумаги лежат на столе, перемешанные между собой. Дети должны соотнести кусочки между собой с противоположными качествами бумаги. Твердая – мягкая, шершавая – гладкая, скользкая – бархатистая, тонкая – плотная, разноцветная - однотонная, чистая – грязная, ровная – мятая. (Обязательная демонстрация ассоциативных карточек.)
Игра «Найди и сосчитай кусочки бумаги» Согласование числительного, существительного. Дети кидают игровой кубик и произносят слово «кусочек» с выпавшим количеством очков («три бумажных кусочка, семь бумажных кусочков и т. д.).
Игра «Назови ласково» Словообразование. - бумага, бумажка, бумажечка, бумажонка.
Игра «Что можно делать с бумагой» (у каждого в руке по листу бумаги). Начинает педагог, демонстрируя только действие. Активизация глагольных форм. Развитие мелкой моторики. Бумагу можно рвать – что ты делаешь с бумагой (индивидуальный вопрос + что делает твой сосед слева – он рвет бумагу; что делает твоя соседка справа и т. д.) – я рву бумагу; бумагу можно мять – что ты делаешь с бумагой – я мну бумагу; бумагу можно резать – что ты делаешь с бумагой – я режу бумагу; бумагой можно вытирать - что ты делаешь бумагой – я вытираю; бумагу можно раскрашивать – что ты делаешь с бумагой – я раскрашиваю бумагу, бумагу можно собирать, бумагу можно раздавать, бумагу можно превратить в снежки и т. д.
Эксперимент «Бумага – это прочный материал?» Растворение бумаги в воде. Доказываем, что бумага - это непрочный материал. Дом из бумаги не построишь. Выводы дети делают самостоятельно. Проверяем самым последним заданием.
Динамическая пауза «Пришла зима»
Игра «Кому нужна бумага» Активизация существительных обозначающих профессии людей. (На экране изображения людей разных профессий : учитель, воспитатель, строитель, кассир, художник, музыкант, врач, официант, кондуктор, флорист, инженер и т. д.) Дети размышляя, отвечают на вопрос – зачем нужна бумага представителям этих профессий? Зачем нужна бумага флористу? Чтобы создавать красивые букеты и т. д.
Игра «Сравни бумажные предметы и деревянные» Логопед намеренно смешивает бумажные предметы с деревянными. Зачем я это сделала? Что общего между всеми этими предметами. ( Предполагаемые ответы детей: они могут сгореть, этих предметов много вокруг и т. д.) дети приходят к выводу самостоятельно: мы перемешали бумажные предметы с деревянными, потому что и бумажные предметы, и деревянные делают из дерева.)
- Беседа. Правильно ребята. Превращение дерева в бумагу – это настоящее волшебство!
Эксперимент «Бумага – это прочный материал?» (Продолжение) Беседа «Что произошло с бумагой?
Игра «Логическое лото» Сравнение качеств дерева и бумаги. Развитие связной речи, согласование существительного и прилагательного. Детям предлагаются деревянные предметы из коробки и разновидности бумаги. Чередуя предметы из дерева с кусочками бумаги, дети выкладывают закономерность: стул твердый, гладкий и кусочек бумаги твердый, гладкий; линейка прямоугольной формы и бумага тоже прямоугольной формы, ложка разноцветная и бумага тоже может быть разноцветной и т. д.
3. Заключительная часть.
- Так почему предметы находились в коробке? Что в них общего? А какая бумага? что с ней можно делать?
- Подумайте и скажите, много ли вы используете бумаги во время рисования, игр, во время приема пищи? Много. Много ли бумажных предметов окружает нас повсюду? Много. Можно ли прожить день без использования бумаги? Нельзя. Значит бумага какая? (ПОЛЕЗНАЯ, НУЖНАЯ, НЕОБХОДИМАЯ). Как с ней нужно обращаться? Вот что нам хотел сказать библиотекарь.