Ольга Костикова
Конспект занятия «Большая семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия (старшая группа)
Тема: Дружная семья
Цель: уточнить и расширить представление детей о семье, о ее составе, профессиях родителей, заинтересовать работой родителей, упражнять в назывании своих фамилий, имен, домашнего адреса;
- углубить представление о том, что в семье все дружны и внимательны друг к другу, вместе отдыхают, все вместе заботятся о детях;
Публикация «Конспект занятия „Большая семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить представление о том, что в семье у каждого есть свои обязанности, все должны их выполнять;
- дать представление о родословном дереве, о том, что необходимо знать о своих предках, воспитывать чувство уважения и любви к близким людям;
- развивать связную монологическую речь.
Словарь: подарки, родословное дерево, рыцарь, герб.
Оборудование: родословное дерево, таблицы с названиями родственных отношений, аудиозапись песни В. Шаинского «Песенка Чебурашки», книги «Мир вокруг тебя» на каждого ребенка, тетрадь для печатания букв, карандаши.
Предварительная работа
1. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
2. Составление рассказов из личного опыта о семье.
3. Рассматривание семейных фотоальбомов.
4. Чтение стихотворения О. Тимохиной «В выходной», рассказов В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки», В. Осеевой «Печенье»
Ход занятия:
1. Интеллектуальная разминка
- Ребята, назовите, пожалуйста, правила поведения на занятии. Ответы детей.
2. Беседа о семье
- Когда заканчивается рабочий день, родители идут за своими детьми в детский сад, чтобы вместе идти домой. Ребята, скажите, пожалуйста, почему всегда так радостно идти домой?
Ответы детей.
- Да, правильно. Домой вы идете с радостью, потому что дома ждут вас ваши близкие и родные люди, которые любят вас, заботятся о вас. Семья может быть маленькой, а может быть и большой, когда в семье есть бабушка, дедушка. Какой бы ни была семья - большой или маленькой, члены семьи должны любить друг друга, заботиться друг о друге, помогать. Это самые близкие родственники. Но есть и другие родные люди. Это - тети, дяди. Вы знаете всех своих родных, т. е. свою родню? Вы знаете своих бабушек, дедушек? А вы знаете, как зовут вашу прабабушку, вашего прадедушку? А откуда они родом? Ответы детей.
3. Знакомство с родословным деревом
- А ведь никто из нас не свалился с Луны, все мы с вами ветки одного общечеловеческого дерева. То есть каждый из нас откуда-то появился. Например, у Вовы есть мама и папа, а у мамы и папы есть свои родители, а у их родителей - свои мамы и папы и т. д. Хорошо бы все это знать. Вот в средние века рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило родословное дерево. (Показывает). Внизу ствола - герб рыцаря, матери, далее дерево делится еще на две ветки, где помещались герб бабушки и дедушки по отцовской линии и герб бабушки и дедушки по материнской линии и т. д. Но нам необязательно быть рыцарями, чтобы нарисовать свое родословное дерево.
4. Психогимнастика «Я - кленовый листочек»
- Ребята, закройте глаза и представьте, что каждый из вас - кленовый листочек. Дети открывают глаза.
- Кленовый листочек висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко. Звучит тихая мелодия, дети имитируют движения листочка - по желанию. Мы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
- Листочки плавно и бесшумно падали на землю. Дети приседают.
- Я вижу, как красиво движется Наташин листочек, Колик, Дашин. Листочки разноцветные, золотистые парят в воздухе, освещены лучами осеннего солнца.
Дети делают произвольные движения.
- Но вот ветер стих. Листочки опустились на землю и остались лежать с другими и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет их в другое место.
Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком.
5. Родословное дерево
- Давайте сейчас попробуем «вырастить» родословное дерево.
Воспитатель выставляет родословное дерево. Ребенок, по желанию, называет своих родных и вместе с воспитателем прикрепляет на дерево таблички: мама, папа, бабушка. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. Остальные дети внимательно слушают и следят за действиями товарища, помогают при затруднении.
- Вот какое ветвистое дерево получилось у Алеши. В свободное время мы будем составлять для каждого из вас такое дерево. И узнаем, у кого оно будет самым большим и ветвистым. Расспросите своих родителей о близких и дальних родственниках. Между прочим, выясняется очень интересная вещь. У каждого человека два родителя - мама и папа, а вот бабушек и дедушек вдвое больше - по 4, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше - их по 8 и т. д. Вот сколько предков у каждого человека, и каждому из них каждый человек обязан жизнью. Ведь если бы не было кого-то из одного вашего предка, не было бы вас. Не было бы бабушки, не родилась бы мама, а без мамы не было бы вас. То-то! Для каждого человека можно нарисовать родословное дерево. Человеку не-обходимо знать и помнить своих предков.
6. Физкультминутка
Наша дружная семейка вышла в поле погулять.
Раз - присели на лужок. А теперь побегаем,
Два - поднялись на носок. После пообедаем.
Три - подышим глубоко. А теперь мы отдохнем -
И попрыгаем легко. Тихо сядем за столом.
Под мелодию В. Шаинского «Песенка Чебурашки» дети выполняют танцевальные движения.
- Почему мы вспомнили Чебурашку? Он был один. Но когда нашел друга, у него появилась семья. Тяжело жить одному.
7. Работа с книгой «Мир вокруг тебя»
- А сейчас мы рассмотрим рисунки на страницах 24-27.
Дети высказывают предположения о профессиях изображенных людей, о том, кому полезен их труд.
Дидактическая игра «Кто где работает?» Далее воспитатель переключает детей на беседу о родителях. Где они работают, как называются их профессии, каков результат их труда?
Дети, стоя на ковре, передают «волшебный» мяч или палочку друг другу и отвечают на вопросы.
8. Закрепление правил поведения в семье
- А сейчас давайте рассмотрим рисунки-ситуации на страницах 26-29. Выберите те картинки, на которых, по вашему мнению, дети ведут себя правильно, и те, на которых дети ведут себя неправильно.
Беседа заканчивается формулировкой правил поведения в семье. Воспитатель уделяет внимание вопросу правильного просмотра телепередач.
- Ты один из членов своей семьи. Не позорь семью плохими поступками. Пусть о тебе люди говорят только хорошее.
9. Работа в тетрадях
Разминка для пальцев «Прогулка»
Пошли пальчики гулять, Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы
прыжками двигаются по столу.
А вторые догонять, Ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики бегом, Движения средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые пешком, Медленные движения безымянных пальцев по столу.
Пятый пальчик поскакал Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.
И в конце пути упал. Стук кулаками по поверхности стола.
Итог занятия :
Что больше всего вам понравилось в наших заданиях?
Что получилось у вас лучше всего?