Светлана Мезенцева
Конспект занятия «Богородские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Богородские игрушки»
Автор разработчик:
Мезенцева Светлана Викторовна
Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 4 года (средняя группа).
Тема НОД: «Богородские игрушки».
Публикация «Конспект занятия „Богородские игрушки“» размещена в разделах
Цель: формирование знаний детей о Богородской игрушке.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.
• Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.
• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность.
Развивающие:
• Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому.
• Развивать умение отличать богородские игрушки.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.
• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками.
Планируемые результаты: дети знакомятся с Богородскими игрушками; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева); получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками.
Форма организации: групповая.
Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, игры под музыку, совместное действие.
Предварительная работа: Организация выставки «Русская народная игрушка», разгадывание загадок об игрушках.
Словарь новых слов: игрушечное ремесло, купец.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал
• Богородские игрушки : дергунчики Буратино, Петрушка, каталка Бычок, Птичий разговор, свистульки.
• Иллюстрации с росписью.
Раздаточный материал:
• Богородские игрушки.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами?
Дети: Красивые расписные игрушки.
Педагог: Из чего они сделаны?
Дети: Из дерева.
Педагог: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.
Педагог: А что необычного в этих игрушках?
Дети: Они не такие как наши игрушки, сделаны из дерева.
Педагог: Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки.
Педагог демонстрирует клюющих курочек.
Встрепенется петушок.
О дощечку стук да стук.
Вместе с курами тук-тук.
Никогда не устают.
Куры зернышки клюют,
А яичек не несут.
Вот какие странные
Куры деревянные!
Дети: рассматривают игрушки.
Педагог: А вот ребята, игрушки – дергунчики. Ручки и ножки у этих игрушек крепятся с помощью веревочек, если за них дернуть, игрушки «оживают» и начинают задорно плясать.
Дети: Очень интересные игрушки.
Педагог: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые».
Педагог: Ребята, давайте вспомним стихотворение Агнии Барто «Бычок».
Дети: Идет бычок качается, Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается, Сейчас я упаду».
Педагог: Посмотрите внимательно на эту Богородскую игрушку. Ее называют – каталка Бычок. Правда похожа на персонажа из стихотворения!
Дети: Очень!
Педагог: Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.
Педагог: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек». Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками.
Дети делятся на две команды: продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки, цвета, которыми игрушка раскрашена, продавцы отгадывают и дают поиграть.
Во время игры звучит мелодия «Русская изба»
(Е. Птичкин - М. Пляцковский).
Педагог: Ребята, вы такие молодцы. С уважением к друг другу играли в игру. Понравилось вам играть с народными игрушками?
Дети: Очень!
Педагог: А как называется село, в котором народные мастера изготавливают эти игрушки?
Дети: Село Богородское.
Педагог: Правильно. А из каких пород дерева изготавливают Богородские игрушки?
Дети: Из мягких, игрушки вырезают ножом.
Педагог: Наше занятие подошло к концу, а вы ребята можете поиграть Богородскими игрушками.