Ирина Шинкова
Конспект открытого занятия «Роспись Филимоновской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление с предметами декоративно- прикладного искусства страны.
Задачи: «познание» - познакомить с промыслом – «Филимоновская» свистулька. Знакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор). Развивать память и воображение в процессе дидактической игры «Русские узоры».
«Художественно- эстетическое». Освоить простейшие элементы Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
Публикация «Конспект открытого занятия „Роспись Филимоновской игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
«Социально – коммуникативное». Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно – прикладного искусства страны. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером.
Материал: филимоновские игрушки, образцы росписи, гуашь, кисти, фломастеры, баночки с водой, бумага.
Деятельность: роспись филимоновской игрушки.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята.
Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!
(Воспитатель демонстрирует филимоновские игрушки)
Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой - филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Послушайте сказку.
Жил – был дедушка Филимон. Пошел он в лес по грибы и по ягоды. Шёл – шёл и глину нашел. Глина была жирная, черная. Принес он её домой и стал лепить детям игрушки – свистульки, обжигал их в печи, затирал их наждачной бумагой. После обжига в печи игрушки становились белыми. Их расписывали анилиновыми красками. И научились лепить игрушки его сестрицы. Лепили они свистульки, и народ начал веселиться. Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.
Давайте рассмотрим наши игрушки. Все они очень яркие, солнечные. Даже в холодный, зимний день излучают тепло. Это сказочные, декоративные, стилизованные фигурки людей и животных. Петушок, курочка, Барышня. Все они стройные, высокие, с длинными шеями будто стремятся ввысь к солнышку.
- Какие цвета используют мастерицы?
- Желтый, зеленый, красный, малиновый.
- Какие элементы росписи мы видим?
- Полоски, точки, снежинки, цветы, ёлочки.
Предлагаю поиграть в игру. Давайте разделимся на 2 группы.
У меня есть узоры. «Дымковские и Филимоновские». Вам надо элементы подставить к нужной картинке. МОЛОДЦЫ!
- Когда я к вам шла, письмо от дедушки Филимона нашла. Вот оно.
«Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, распишите волшебными красками филимоновскую сказочную фигурку, чтобы дело мое на Руси не пропало.»
- Филимоновские мастерицы передали вам также медальки с элементами росписи филимоновских игрушек. Давайте их наденем. Они не простые – имеют волшебную силу: игрушки получатся яркие и выразительные.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)
Приходили прямо к дому:
(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(показ соответствующих пальцев)
А мизинчик малышок постучался на порог.
Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.
Постучать мизинчиками друг о друга)
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
(сжимание и разжимание пальцев в кулак)
А что бы глаза не устали всегда говорили:
Мы на стульчиках сидим,
Во все стороны глядим:
Вправо, влево, вверх и вниз
Посмотри и улыбнись.
Выше глазки поднимай,
Вверх смотри и не мигай.
Нарисуй глазами солнце,
Светит пусть оно в оконце.
Закрывай глаза, дружок,
Ночь шагнула на порог.
Утром снова открывай
Быстро – быстро поморгай.
Отдохнули глаза, подготовили руки.
Роспись по мотивам филимоновских игрушек.
- У нас сегодня открывается Мастерская филимоновских игрушек. В конце занятия мы выберем лучшего мастера или мастерицу. Выполняем задание. Берем в руки волшебные кисти, опускаем в воду, берем зеленый цвет, рисуем узоры, расписываем сказочную фигурку. Моем кисть, берем красный цвет, рисуем волшебные узоры. Заканчиваем роспись.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПОД РУССКУЮ МУЗЫКУ,
Рассматривание работ. Подведение итогов. Ответы на вопросы.
- Что нового узнали сегодня? Как называются игрушки? Из чего лепят? Что в них особенного? Какие цвета используют мастерицы?
Наши игрушки и рисунки – яркие и веселые. Когда их много – на душе праздник. Всем удачи и хорошего настроения.