Папки-передвижки

Конспект занятия «Игрушки бабушкиного сундучка»

Надежда Попова
Конспект занятия «Игрушки бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 г. п. Рощино»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

на тему: «Игрушки из бабушкиного сундучка»

для детей старшего дошкольного возраста.

«Игрушки из бабушкиного сундучка»

Попова Надежда Яковлевна

(воспитатель) группа «Пчёлки»

2017 год. пос. Рощино.

Публикация «Конспект занятия „Игрушки бабушкиного сундучка“» размещена в разделах

Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через создание традиционной народной куклы.

Задачи:

1. Обучающие: Сформировать представления о процессе изготовления народной куклы; расширить и обогатить словарь детей: кукла - закрутка, тряпичная, безликая кукла, оберег, лоскут, сундучок. Продолжать учить анализировать и делать выводы. Развивать трудовые навыки рукоделия. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Формировать уважение, нравственного и бережного отношения к традициям предков. Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом.

2. Развивающие: Закреплять умение создавать самостоятельно народную куклу для игры; Расширить и закрепить знания, и умения по работе с тканью. Закреплять навык употребления словосочетаний с предлогом «из»

3. Воспитательные: Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к куклам.

Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие».

Оборудование и материалы: ткань разных расцветок (размер 10x20, 6x10, тесемки, платок цветной, нитки, фартук, схема изготовления куклы, ножницы, магнитофон, аудиозапись Б. Карамышев «У реки» (хоровод, сундучок, руль, дудочка, куклы, народные игрушки.

Методические приемы: беседа, составление диалогов, создание игровых и проблемных ситуаций, физминутка, пальчиковая гимнастика, хороводная игра, прием «Волшебный сундучок», выполнение игровых действий, подведение итогов, анализ.

Предварительная работа: Создание мини- музея «Народно-прикладное искусство» в группе, экскурсия в музей народного творчества в ДОУ, рассматривание иллюстраций с разными видами народных кукол, чтение книги К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Л. Н. Толстой «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Заучивание пословиц и поговорок о труде. Рисование любимой игрушки. Ознакомление детей с русским народным фольклором, пословицами, поговорками, изготовление простейшей куклы- оберега Пеленашки.

Ход занятия

Проблема: народная кукла почти полностью исчезла из повседневного быта.

Решение проблемы: Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая её ребенок узнает историю своего народа.

Эпиграф:

В заветный бабушкин сундук

Ты загляни, любимый внук:

Любая вещь из сундука –

Народной истории строка

I часть. Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением.

Психологический этюд.

Воспитатель:

Здравствуйте девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята - молодцы.

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг.

Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу и нашим гостям (Дети стоят в кругу)

Доброе утро, солнце (руки вверх)

Доброе утро, небо! (руки вверх)

Доброе утро, гости! (руки в стороны)

Воспитатель: Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое и мы с вами поедем к бабушке Забавушке. А помните, бабушка любит собирать разные куклы. Давайте мы тоже возьмем показать наши новые куклы. (Дети берут игрушки). Бабушка живет далеко в деревне. На чем пойдем?

Ответы детей (на поезде, самолете, машине, пароходе)

Воспитатель: Давайте пойдем на поезде. Но нам надо торопиться, потому что поезд подает сигнал к отправлению и поет свою песенку: Тууууу. Вы радуетесь, когда едете в гости к бабушке? (ответы детей). А когда люди радуются, они хлопают в ладоши. Давайте и мы похлопаем.

Дети: Лады, лады ладушки.

Едем в гости к бабушке,

К нашей милой бабушке,

К бабушке Забавушке.

Едут к ней ребятушки,

Милые внучатушки.

Воспитатель надевает фартук, платок и превращается в бабушку Забавушку.

Забавушка:

Добрый день, детушки-касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Забавушка: Много у меня ребят, и для каждого из вас у меня доброе слово найдется. Сегодня мы будем беседовать, а о чем, вы узнаете, отгадав загадку:

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой. (игрушки)

Забавушка: Вижу-вижу, что вы готовились со мной встретиться и просьбу мою выполнили, привезли свои любимые игрушки. Скажите, а для чего нужны игрушки?

Ответ детей: игрушками играют.

Забавушка: А еще ими можно украшать дома, дарить друг другу. Молодцы! Современные игрушки красивые, но очень давно игрушки были совсем другие. А вы хотите узнать, какие игрушки были раньше? (ответы детей)

Предлагаю совершить маленькое путешествие в прошлое народных игрушек. Прошу вас присесть на стулья (раздается звук колокольчика)

Забавушка: Ребята, раньше ваши бабушки и прабабушки тоже играли в куклы, но игрушки у них были другими, потому что они сами их делали из разного материала. А как вы думаете, из чего можно было сделать в то время игрушки?

Дети: «Из дерева, соломы, ниточек, ткани, желудей, шишек …»

Забавушка: Из всего того что было под рукой! В игрушки, которые создавали для своих малышей мамы и папы, бабушки и дедушки вкладывали всю свою любовь и умения. Дети это чувствовали и относились особенно бережно к игрушкам. А как только дети подрастали они вместе со взрослыми учились делать игрушки. Взрослые люди говорили про них: «Маленький, да удаленький». А вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Дети:

- Скучен день до вечера, когда делать нечего.

- Судят не по словам, а по делам.

- Сделал дело, гуляй смело.

- Терпение и труд всё перетрет.

Забавушка: Молодцы! Ребята, посмотрите - что это?

Дети: сундук.

Забавушка: Да, это сундук. А для чего он служил? (ответы детей) Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!» - Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.)

Забавушка открывает сундук и говорит : для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку: «Платье носит, а есть не просит.

Всегда послушна,

но с ней не скучно? (Кукла)»

Забавушка показывает народные куклы и дает возможность детям рассмотреть их, потрогать.

Забавушка: Вот кукла из соломы. Значит она какая?

Дети: Соломенная.

Забавушка: А эта кукла сделана из…

Дети: из глины – глиняная.

Забавушка: Эта кукла сделана из…

Дети: из ниток – нитяная.

Забавушка: Эта кукла сделана из.

Дети: из ткани – тряпичная

Забавушка: В старину кукол в основном делали из ткани, так как это наиболее доступный материал, он был в каждом доме. Наряжали кукол в разные лоскутки и поэтому они такие нарядные. Давайте повторим это слово-тряпичная кукла (дети повторяют). Потрогайте куклу (предложить потрогать куклу). Какая она? (теплая, мягкая) С пяти лет такую пеленашку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

Посмотрите на эту куколку, она называется Кувадка. Давайте вместе со мной скажем куколка Кувадка.

Дети: Какая интересная кукла.

Забавушка: Ребята, это кукла старинная. Она похожа на кукол, с которыми вы играете?

Дети: Нет, не похожа. У современных кукол красивые платья из разных шелковых тканей, в волосах всяческие заколки и бантики (дети сравнивают современную куклу с тряпичной)

Забавушка: Правильно.

II ЧАСТЬ. Творческая – продуктивная деятельность.

Изготовление куклы Кувадки.

Забавушка: Ребята, раз мы завели речь о куклах, то попробуем сегодня сами их смастерить, а чтобы работа у нас ладилась я вам предлагаю выполнить гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Любимые куклы»

Куклам платья дружно шили,

Кукол очень мы любили,

Долго нитки продевали,

Узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

Вот и кончилась игра.

кукол делать нам пора.

Дети рассматривают схему изготовления куклы-закрутки и приступают к её изготовлению. В ходе работы взрослый объясняет, как надо определять форму и размеры заготовок для куклы.

Дети: Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка тряпичная, очень симпатичная!

Наша куколка готова, полюбуйтесь на нее.

Забавушка: Молодцы! Замечательные получились у вас куколки, так и хочется с ними хоровод завести.

Дети: Как на горе на горке,

Живет в домике Егорка.

В дудочку рожок играет

В хоровод всех приглашает.

(аудиозапись Б. Карамышев «У реки»)

Забавушка:

Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.

Дети прощаются с бабушкой Забавушкой.

Лады, лады,ладушки.

Где были? У бабушки.

До свиданья бабушка,

Бабушка Забавушка.

Рефлексия.

Ребята, вы сегодня познакомились с народной куклой. Их на самом деле очень много. Хотели бы вы в следующий раз поиграть и узнать какие ещё бывают куклы. Назовите куклу, которую вы сегодня смастерили. Как она называется одним словом кукла- оберег «Кувадка»

III часть Итог занятия.

А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите тому, кому задумали.

Литература.

1. Берстенева Е, Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками - Белый город, 2010.

2. Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.

3. Фенхель А. Кукольные тайны // Маруся 2012 №6

4. Различные источники Интернета

Народная кукла «Кувадка»

Схема изготовления

Лоскут яркой одноцветной ткани размером 1020 см скручиваем к середине по длинным сторонам, чтобы скатки встретились в середине (рис. 1, а).

Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 см от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью красного цвета. Концы нити связываем двойным узлом (рис. 1, б).

Из лоскута другого цвета размером 66 см таким же образом скручиваем вторую скрутку. На расстоянии 1 см от края с каждой стороны перевяжите скатку.

Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке (рис. 2, а).

Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Зафиксируйте перевязь на талии.

Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Зафиксируйте перевязь на талии.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Секреты из бабушкиного сундучка». Мастер-класс для родителей»Фотоотчёт «Секреты из бабушкиного сундучка». Мастер-класс для родителей» В нашем ДОУ несколько лет проводится активная работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Важная роль в этом процессе.

Интегрированная НОД «Игрушки из бабушкиного сундука» для детей средней группы Цель: Развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа. Задачи: 1. Развивать ретроспективный взгляд на предметы: помочь.

Конспект занятия по познавательному развитию «Чай из бабушкиного самовара» (средняя группа) МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию тема: «Чай из бабушкиного.

Конспект занятия «Тайны бабушкиного сундука» для старшей группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №39 «ПОДСНЕЖНИК» Конспект занятия.

Конспект занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы «Сказки из сундучка» Конспект занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы "Сказки из сундучка" Цель: развитие устной речи детей младшего возраста.

Конспект занятия в средней группе «Сюрпризы бабушкиного сундучка» Тема: «Сюрпризы бабушкиного сундучка.» Цель: развитие способности ощущать состояние своего тела, организма в зависимости от одежды. Задачи:.

НОД по познавательному развитию в средней группе «Игрушки из бабушкиного сундучка» Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным усвоением, обеспечивающим качество.

Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундучка…» (использование потешек в режимных моментах) Как уже было озвучено ранее, особую актуальность в условиях реализации ФГОС ДО имеет новая форма организации совместной деятельности педагога.

Проект в средней группе «Куклы из бабушкиного сундучка»Проект в средней группе «Куклы из бабушкиного сундучка» Тип проекта: творческий. По срокам реализации: краткосрочный. Участники проекта: дети, родители, воспитатель. Цель проекта: приобщение дошкольников.

Вязаные прихватки «Из бабушкиного сундучка»Вязаные прихватки «Из бабушкиного сундучка» Уважаемые коллеги, приглашаю вас посмотреть мои новые вязаные прихватки. Эти изделия мне пришлось изготовить для участия в IV Межрегиональном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Игрушки бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 6 января 2017 в 23:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Игрушки бабушкиного сундучка»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД