Ольга Николаевна Токарева
Конспект занятия «Богатыри — защитники земли русской» по патриотическому воспитанию для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей 5-6 лет Тема : «Богатыри – защитники земли русской»
Составила воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г. Калининграда Токарева О. Н.
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- Закрепить знания детей о народных героях – богатырях : Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче;
- Развивать связную речь;
Публикация «Конспект занятия „Богатыри — защитники земли русской“ по патриотическому воспитанию для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать знакомить с русскими народными играми;
- Развивать двигательные навыки: силу, быстроту, координацию движений;
- Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать;
- Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: 2 мольберта, указка, карта России, репродукция картины В. М.
Васнецова «Три богатыря», фонограмма журчащего ручья, гимнастические палки
(по количеству пар детей, 2 туннеля, две палочки-лошадки;
Предварительная работа: знакомство с картиной В. М. Васнецова «Три
богатыря», разучивание стихов о Родине, чтение художественной литературы о
русских богатырях, знакомство с русскими народными играми,
Воспит. - «Ребята! Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую, да на
игры русские-забавы. Беседовать мы будем о славных богатырях земли
русской, да о Родине нашей. Поговорим про дела бывалые, подвиги
удалые. Чтоб наши красны девицы послушали, а добры молодцы
призадумались.
Большая, огромная, красивая, наша страна – самая большая в мире. Как
она называется? (ответ детей). Велика Россия, широки ее просторы (на
мольберте карта России). Омывают берега России океан и моря глубокие,
есть леса дремучие и поля просторные, горы высокие, реки большие и
малые, а озер и ручейков и не сосчитать – великое множество. Сейчас нам
(имя ребёнка) прочитает стихотворение о России-матушке».
1-й ребенок
Как велика моя земля.
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степи, горы.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей!
Воспит. – «Я предлагаю вам сейчас поиграть в русскую народную игру
«Ручеёк» и представить себя быстрым, маленьким ручейком (дети встают
парами, звучит фонограмма журчащего ручья, проводится игра).
1
Но Россия не всегда была такой, она была меньше, проживало не так
много людей. Несколько сотен лет назад образовалось русское государство и
называлось оно - Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой
древности и навеки осталось с нами. Русский народ любил и оберегал свою
Русь. Много врагов было у земли русской. Много славных подвигов
совершали люди, защищая свою землю и в давние времена, и продолжают
защищать и в наше время. В сражениях многие люди отдавали свою жизнь
защищая Родину. Самых сильных воинов народ называл богатырями. О
делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали
свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку сказатели
слагали былины и ходили от селения к селению рассказывая их народу.
Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Три Богатыря».
Назовите богатырей по имени (дети называют Добрыня Никитич, Илья
Муромец, Алёша Попович). Расскажите о богатыре, который изображён в
середине картины (дети рассказывают об Илье Муромце)».
Ребенок: – «Илья Муромец - самый старший и могучий богатырь. Родина его
– город Муром. Он крестьянский сын. Больной Илья «сидел на печи 30 лет и
три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они
исцелили Илью живой водой и святым хлебцем, наделив его богатырской
силой. И стал он героем, защитником города Киева. В былинах воспевают
его силу, мужество, справедливость, миролюбие».
Воспит. : – «Богатыри не только сражались с врагами, но и любили
побороться друг с другом, помериться силушкой (детям предлагается
русская игра-забава «Репка», по мотивам русской народной сказки).
Проводится русская народная игра «Репка» Описание игры: (дети
садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками
держаться за гимнастическую палку. По команде начинают, не вставая с
места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет
соперника на себя).
Воспит. : – «Кто изображён справа от Ильи Муромца?»
Ребё нок: – «Справа на картине Богатырь Добрыня. По всему Киеву о
Добрыне слава шла: он в бою смел, и на пиру весел и грамоте обучен. Он и
песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у
Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не
обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич
прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из
полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву
Путятичну».
Воспит. : - «Змей Огненный жил в глубокой пещере. Тяжело было Добрыни
Никитичу пробираться по узким проходам, но он справился. Я предлагаю
вам пройти путём богатыря».
Проводится русская народная игра «Бочка» (дети встают в две колонны
и по одному пролезают через туннель, садятся на свои места). 2
Воспит. : - «А кто изображён слева от Ильи Муромца?»
Ребё нок: - «Алёша Попович тоже герой былин. Он сын ростовского попа.
Алёша грамоте не учился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука
стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь,
зато хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской
храбростью. Алеша весел, и остер на язык. Врагов он часто побеждал не
силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника
подойти поближе».
Воспит. : - «Да, Алёша Попович, отличался от других богатырей своей
хитростью и дерзостью. Сейчас я предлагаю мальчикам поиграть в русскую
народную игру «Петушки».
Описание игры (мальчики встают парами друг против друга, руки прячут за
спиной, прыгая на одной ноге, плечом стараются сбить противника,
заставить встать на обе ноги).
Воспит. – «А кто всегда был верным другом для богатыря? (Ответ детей).
Верно, именно на коне богатырь отправлялся стеречь землю русскую и в бой
с врагами вступал, которые ходили на Русь, разоряли села и деревни,
забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные добро.
Вот сейчас хотелось бы посмотреть, как наши мальчики смогут оседлать
быстро коня и промчаться верхом как богатыри».
Проводится игра «Верхом на коне». Описание игры (мальчики встают в
две колонны, по сигналу, верхом на палочке-лошадке обегают условный
указатель, возвращаются и передают лошадку следующему игроку.
Побеждает та колонна, которая завершает первой движение).
Воспит. – «Ребята, скажите, какие личные качества помогали богатырям в
борьбе с врагами земли русской?»
Дети: - (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).
Воспит. : - «Да, вы правы, храбрость, смелость и любовь к своей Родине
помогают победить врагов. Не зря русский народ сочинил пословицы о силе
и храбрости воинов, вот послушайте:
- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Своя земля и в горсти мила.
- Жить - Родине служить.
А сейчас, в заключении нашего занятия нам (имя ребёнка) прочтёт
стихотворение «Наша Родина – Россия!».
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья! 3
Должны Родину как мать,
Мы беречь и защищать!
Воспит. – «А теперь давайте встанем с вами в круг. О ком мы сегодня
говорили? В какие игры вы играли? Что вам больше всего понравилось на
занятии? Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать,
что мы Россияне, народ дружный, добрый, терпеливый и мудрый. Скажем
дружно «Если дружба велика – будет Родина крепка».
На этом наше занятие закончено.