Наталья Плахтеева
Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель
Воспитывать в детях любовь к своей Родине, уважение к её истории, славным традициям, её отважным защитникам через знакомство с русскими народными сказками.
Программные задачи
- Познакомить детей с понятием «русский богатырь», с русской народной сказкой
«Никита Кожемяка», дать первоначальные представления о жанре старинных
сказаний.
- Способствовать развитию стремления защищать слабых.
Публикация «Познавательная беседа „Богатыри — защитники земли русской“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству,
содействовать воспитанию любви к Родине, поддерживать в детях
желание быть похожими на русских богатырей.
Используемые материалы:
- текст сказки «Никита Кожемяка»;
- мультимедийная презентация «Богатыри земли русской».
Ход беседы
Воспитатель приветствует детей и спрашивает, знают ли они, какой праздник приближается?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы, дети. Правильно, этот праздник называется «День защитника Отечества». А кто такие защитники?
Ответы детей.
Показ слайдов мультимедийной презентации о военнослужащих разных родов войск
Воспитатель. Молодцы, вы правильно говорите. Ребята, а вы знаете как давным-давно на Руси назывались защитники Отечества?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, в старину защитниками Руси были богатыри. Посмотрите репродукции картин Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье» на слайдах мультимедийной презентации «Богатыри земли русской», (воспитатель комментирует изображения):
«Богатыри - это люди особенные, наделённые невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат злые враги, не страшит даже смерть. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились очень сильными, и победить их было невозможно. О храбрых богатырях сложены пословицы:
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
Воспитатель. Ребята, сейчас мы знаем о том, какими были богатыри на Руси из старинных сказаний, легенд, былин, сказок. А вы любите сказки о богатырях?
Ответы детей.
Воспитатель. А каких богатырей из русских народных сказок вы знаете?
Показ слайдов мультимедийной презентации с изображением богатырей:
Богатырь Святогор;
Микула Селянинович;
Добрыня Никитич;
Илья Муромец;
Алёша Попович;
Дубыня-богатырь;
Богатырка Синеглазка;
Никита Кожемяка.
Воспитатель. Ребята, я очень рада, что вы из сказок знаете, какими были эти отважные и мужественные люди.
А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Да - нет»
На Руси богатыри есть, им всегда хвала и честь? (Да)
Илья Муромец герой, он был самый молодой? (Нет)
Соловья он победи, из автомата подстрелил? (Нет)
Алёша Попович тоже герой он сильный, смелый, молодой? (Да)
Он в Киеве граде дружинником был и Карабаса победил (Нет)
На танках боролись богатыри с врагом? (Нет)
Они воевали с щитом и мечом? (Да)
Гордимся мы нашими богатырями,
хотим ли мы быть такими же сами (Да)
Слышится стук в дверь (Входит второй воспитатель в русском народном костюме)
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный день - к нам пришла гостья из сказки.
Марья – царевна. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марья-царевна. Я пришла к вам из сказки о русском богатыре Никите Кожемяке. Вы знаете такую сказку?
Ответы детей.
Марья – царевна. Меня к вам направил мой отец - царь Киевский. Он просил меня рассказать вам эту сказку. Ребята, хотите узнать, какая страшная беда случилась с жителями славного города Киева, и как русский богатырь защитил всех людей этого города?
Ответы детей.
Марья – царевна рассказывает детям сказку и демонстрирует цветные иллюстрации к ней.
В конце рассказа Марья-царевна предлагает детям помочь Никите быстрее добраться домой - найти самую короткую дорогу с помощью изображения на карточках.
Дидактическое упражнение «Найди самую короткую дорогу»
Цель
Помочь детям найти самое короткое расстояние между двумя объектами.
Описание
Каждому ребёнку предлагается карточка с изображением двух персонажей (царь и Никита, находящихся на расстоянии друг от друга. Между ними начерчены три разноцветные дороги: извилистая, прямая, зигзагообразная.
Дети пальчиками «прошлись» по каждой дорожке и сказали, что «пальчики-ножки» не устали только на прямой дорожке.
Марья – царевна спрашивает у детей, дорога какого цвета самая короткая и какой она формы (прямая, извилистая, зигзаг)
Ответы детей.
Марья – царевна, обобщая детские рассуждения, подводит их к выводу, что самая короткая дорога между двумя объектами – прямая.
Молодцы, ребята, вы помогли Никите Кожемяке быстрее добраться домой.
Вот вы и узнали о русском богатыре Никите Кожемяке и его подвиге.
Вопросы детям.
- Почему Никита согласился идти биться со змеем?
- Что придумал он, чтобы змей его не съел?
- Кто выиграл сражение?
- Обрадовались ли люди, узнав, что Никита победил змея?
- Куда вернулся Никита после победы над змеем?
Физминутка
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё, через левое плечо.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Воспитатель. Марья – царевна, давай вместе с ребятами соберём богатыря на подвиг героический, сделаем доспехи - щит и меч!
Художественно-творческая деятельность.
Аппликация «Доспехи богатыря»
Марья – царевна хвалит красивые работы детей и собирается домой - в сказку к своему отцу – царю города Киева.
А детям на память о занятии читает наказ, который богатыри оставили нам, своим потомкам:
Любить и защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Дети поблагодарили Марью-царевну за то, что она рассказала сказку о подвиге богатыря Никиты Кожемяки, и пригласили её к себе в гости ещё.