Татьяна Кромаренко
Конспект занятия «Безопасность в лесу» с использованием кейс-технологии для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:формирование навыков коммуникативного взаимодействия: вести дискуссию,
принимать решение, защищать собственную точку зрения, убеждать.
Задачи:
- создать условия для формирования мотивации к взаимодействию и общению;
- способствовать развитию у детей сочувствия, отзывчивости, умения проявлять заботу,
оказывать помощь друзьям, попавшим в беду.
- стимулировать собственную игровую, коммуникативную, речевую активность ребёнка;
- развивать произвольную регуляции поведения;
Публикация «Конспект занятия „Безопасность в лесу“ с использованием кейс-технологии для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Оборудование и ТСО:
- ноутбук, проектор для демонстрации презентации «Спасти ежика», мультфильма «Правила поведения в лесу», звучание музыки леса.
- карточки-кейсы с ситуациями;
- шапочки-маски (ежик, заяц, белка, медведь, мышь);
-волшебный мешочек «Выручалочка» с картинками: «веревочка», «лестница», «телефон»; смайлики настроения.
-небольшие карточки с изображением предметов, вещей, которые могут понадобиться или не понадобиться в походе (10 шт.);
- магнитная доска.
Педагогические технологии:Кейс-технология
Структура кейс-занятия
Первый этап: Подготовительный
Деятельность педагога: показывает фотографию, зачитывает текст Деятельность детей: знакомятся с ситуацией
Второй этап: Мотивационный
Деятельность педагога: формирует суть проблемы; формирует задание; мотивирует к поиску решения.
Деятельность детей: осознают проблему; концентрируются на поиске решений в данной ситуации.
Третий этап: «Мозговой штурм»
Деятельность педагога: активизирует детей при помощи ключевых вопросов; помогает проанализировать принятое решение.
Деятельность детей: представляют свои варианты решения; находят совместное решение; формулируют выводы.
Четвертый этап: оценочно-рефлексивный
Деятельность педагога: побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания
Деятельность детей: размышляют, выдвигают аргументы; применяют полученные знания
Участники занятия: группа из 5 детей в возрасте 5-6 лет.
Ход занятия:
Приветствие: Добрый день, ребята, вы любите гулять в лесу? Сегодня мы отправляемся в поход, но прежде чем мы отправимся, нужно подготовиться. Вы можете взять по одному предмету, который может вам пригодиться в походе (дети выбирают картинки с изображением предметов, разложенные на столе и закрепляют их на магнитной доске).
Ребята, как вы думаете, в походе, в лесу нужно ли соблюдать какие-то правила? Зачем? Что может произойти? (ответы детей). Замечательно! А теперь я предлагаю посмотреть мультфильм «Правила поведения в лесу» (после просмотра идет обсуждение). Мы разобрали с вами правила и ситуации, которые могут произойти в лесу. Отправляемся в волшебный лес! Почему волшебный? Потому, что в нем вы из девочек и мальчиков превращаетесь в лесных обитателей. Кто живет в лесу? Я загадаю вам загадки, кто угадает, тот в того зверька и превратится:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (еж)
Серый маленький зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
и морковку ему дай (заяц)
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (медведь)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Остренькие зубки (мышь)
(дети отгадывают загадки, затем педагог раздает им шапочки-маски).
Отправляемся в поход! Давайте закроем глаза и представим, что мы на поляне в лесу (звучит тихая музыка и голосами животных, птиц, журчанием воды, треском сучьев) Что вы слышите? Что видите? (дети рассказывают о своих воображаемых картинах, идет обсуждение). Замечательно! Продолжаем поход. Мы идем по тропинке в глубь леса, кругом растут большие деревья, кустарники и вдруг на пути вам встречаются преграды и опасности. Какие могут встречаться преграды и опасности в лесу? И как себя уберечь от них? (дети отвечают, идет обсуждение, если дети затрудняются ответить, на помощь приходят кейсы с ситуациями в лесу (дикие животные, змеи, неизвестные ягоды, ядовитые грибы, дикие пчелы, буреломы, ямы и др.).
Ну, вот мы теперь знаем, что нужно в лесу быть осторожным и внимательным. Продолжаем наш поход. Давайте встанем все в круг и пойдем гулять.
Физминутка по кругу: «По тропинке в лес шагаем» (вовремя физминутки, педагог прячет шапочку Ежа)
По тропинке в лес шагаем (ходьба, высоко поднимая колени)
Ножки выше поднимаем.
На пути у нас ручей (останавливаются)
Ты его преодолей!
Мы по бревнышку пройдем (идуткак по бревнышку)
И в ручей не упадем!
Впереди у нас болото
Упасть в него нам не охота.
Мы по кочкам, прыг да скок (перепрыгивают по кочкам)
Вот и попали мы в лесок! (разводим руки в стороны)
Лес красивый, славный лес,
Запах тайны и чудес! (дыхательные упражнения под звуки леса).
Молодцы! Мы вышли на большую красивую поляну. Здесь много вкусной ягоды, цветов и все решили отдохнуть, погулять! А, чем вы будете заниматься? (дети предлагают варианты). Хорошо! Перед вами лес, полон сказок и чудес! На картинках изображены животные, птицы, звери, ягоды, грибы, различные ситуации, которые могут произойти в лесу). «Погуляйте», а все что интересное встретите, нам об этом потом расскажите! (на магнитную доску дети наклеивают картинки с выбранными изображениями, в это время педагог снимает шапочки с детей и прячет незаметно шапочку Ежа).
Пора возвращаться! Первым вернулся Медведь, (педагог надевай ребенку шапочку Медведя) что ты увидел в лесу? (ребенок, рассказывает о выбранной им картинке, затем все герои по порядку, последним остается Еж). А где же Еж! Ребята, что могло случиться с ежом? Давайте, его поищем! (обсуждение, открывается слайд №1 «Еж в овраге»). Ребята, мы нашли Ежа, что случилось? (рассказ ребенка о том, что произошло с его героем Ежом). Что будем делать?Спасать Ежа!
Кто готов прийти на помощь? (дети от имени своих персонажей со словами: «Я готов прийти на помощь», высказывают предложения, обсуждают, защищают свою точку зрения, идет дискуссия, при необходимости на помощь приходит волшебный мешок «выручалочка», меняются слайды-кейсы с изображением динамики события, итог - спасение Ежа).
Замечательно, вы спасли Ежа! А почему вы стали спасть Ежа (ответы детей). Я вижу, вы смелые и дружные, каждый из вас готов прийти на помощь не только товарищу, но и любому, кто попал в беду. Значит можно сделать вывод, что дружба помогает в беде!
Пора возвращаться домой! Сейчас все вместе возьмемся за руки и дружно скажем:
«Раз, два, три,
Друг на друга посмотри,
Ты глаза скорей закрой,
Возвращаемся домой!».
Рефлексия: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Какое у вас
настроение? (педагог раздает смайлики настроения из мешочка - выручалочки). Покажите свое настроение? Замечательно!
Я думаю, вы сегодня многому научились, запомнили правила безопасности в лесу и запомнили главное, что никакая беда вам не страшна, если вы будете дружными. О дружбе есть пословицы, давайте мы их вспомним:
«Друг в беде всегда поможет», «Сам погибай, а товарища выручай»,
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Молодцы! До новых встреч!
Литература:
1. Загадки про животных для детей 5-6 лет. https://ped-kopilka.ru/blogs/kryuchkovoi-svetlany/zagadki-pro-zhivotnyh.html
2. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе// Совет редакторов. – 2008. - № 8. – с. 12-16.http://mouo.lub.obr55.ru/sites/default/files/8.posobie.pdf
3. Соколянская Е. Г. Использование кейс-технологии в дошкольном образовании https://педпроект. рф/соколянская-е-г-кейс-технологии/
4. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода
https://www.studmed.ru/surmin-yup-situacionnyy-analiz-ili-anatomiya-keys-metoda_4cce2762652.html
5. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе. -Доступ: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2009-2/keiys-tehnologii-v-uchebnom-processe
6. Ушакова О. С. Иллюстрации к сказке «Спасли Ежа» https://vk.com/album-148851525_256872348с
7. Физкультминутка «По тропинке в лес шагаем» https://infourok.ru/fizkultminutka-po-tropinke-v-les-shagaem-3903788.html