Елена Кравцова
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ФФНР «Автоматизация звука [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, на тему:
«Автоматизация звука [Ш]».
Ход занятия:
І. Оргмомент (слайд 1)
- Сегодня замечательный день и у нас у всех отличное настроение! Давайте улыбнёмся друг другу! Пусть это занятие подарит нам всем радость общения!
- Повторим хором правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические конспекты занятий
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим!
- Садитесь!
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Какое время года наступит после весны? ( Дети: После весны наступит лето.)
- Давайте перенесёмся в летний солнечный денёк… (слайд 2)
- Мы получили приглашение:
Логопед показывает детям приглашение, читает его: «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».
В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
- Отправимся в гости? ( Дети: Да)
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём. (слайд 3)
ІІ. Основная часть
1 Игра «Постучи, как я».
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.
- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
(Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок)
2. Сообщение темы занятия. (слайд 4 - клик 1)
- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшка, Машша? ….(звук Ш : слайд 4 – клик 2)
- Маша узнала, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Мишей звук и приглашает вас вместе поиграть в «лесные игры» с этим звуком. Мы продолжим учиться правильно говорить звук Ш в слогах, словах, предложениях, скороговорках и стихах.
3. Анализ артикуляции звука (Ш).
- Что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук (Ш?
4. Характеристика звука (Ш)
- Давайте расскажем Маше и Мишке о звуке (Ш) : (слайд 5 +3 клика)
Звук Ш : согласный, всегда твёрдый, глухой.
5. Произношение изолированного звука (Ш). (слайд 6)
- Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят…
- Давайте покажем, как шелестят листочки…. (дети шипят тихо-громко).
(Дети стоя изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).
6. Автоматизация звука (Ш) в слогах.
Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса.
- А листочки шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно и повторите хором за мной:
ша – шо - шу – шы – (Дети произносят хором, затем по одному)
- Листочки шелестят по-разному. (слайд 7)
Повторим их песенки вместе (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на таблицы)
7. Игра «Цветочная мозаика». (слайд 8)
Совершенствование звукового анализа, развитие фонематического слуха.
- На лесных полянках растут цветы. Маша и Мишка предлагают поиграть в игру «Цветочная мозаика».
- Выложим узор из цветных фишек. Я буду произносить слова. Если услышите звук (Ш) выкладываете красную фишку, если в слове нет звука (Ш) – зелёную фишку. Напоминаю, что фишки выкладываем слева направо, начиная с верхнего ряда.
Логопед произносит слова :
василёк, кашка, тюльпан, ромашка, ландыш, кувшинка, колокольчик, шиповник, подснежник
Дети выкладывают на планшетке узор из фишек.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на экран (слайд 9)
- Как вы думаете, какие цветы любит собирать Маша? (слайд 9 – раскрыть)
8. Автоматизация звука (Ш) в словах. Игра «Прятки».
(развитие внимания, представления) (слайд 10)
- Мишка и Маша предлагают поиграть в прятки. Угадайте, кто спрятался за елочками?.
9. Пальчиковая гимнастика
- Давайте вспомним, как Маша кашу варила: (слайд 11)
Маша каши наварила,
(дети указательным пальцем правой руки изображают, что мешают кашу в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(разжимают пальцы)
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
(загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды)
Всю посуду заняла,
(разжимают пальцы)
Всё до крошки раздала.
(сдувают воображаемые крошки с ладони)
10. Игра «Накорми Машу»
(развитие внимания, зрительной памяти)
- А Мишка для Маши тоже приготовил угощение. (слайд 12)
Посмотрите внимательно и скажите, чем угощал Мишка Машу.
Скажите, что съела Маша? (слайд 13)
11. Физминутка (слайд 14)
- Маша и Мишка предлагают отдохнуть.
12 Закрепление навыка слогового анализа слов. Автоматизация звука (Ш) в предложениях. (слайд 15)
- Маша и Мишка решили разобрать свои вещи. Разделите слова на слоги и определите по схемам, чьи это вещи. (предметные картинки)
Дети выбирают и составляют предложения:
2. - У Маши в шкафу … (шапка, шарф). 1. Это Машина шапка. …
- У Мишки в шкафу … (карандаш, машинка). Это Мишкин карандаш.
13. Определение места звука (Ш) в словах. Игра «Разложи по полочкам». (слайд 16)
- Давайте поможем Мишке и Маше навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам. На нижнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине, а на верхнюю полочку – в конце слова.
Дети определяют место звука (Ш) в слове и раскладывают картинки по полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя правильность выполнения задания.
14. Автоматизация звука (Ш) в предложениях. Игра «Большой-маленький». Формирование навыков словообразования. (слайд 17)
- Маша и Мишка предлагают поиграть в игру «Большой-маленький». Мишка большой и любит все большое, а Маша любит все маленькое и все предметы у нее маленькие. Н-р: У мишки шляпа, а у Маши… шляпка.
15. Автоматизация звука (Ш) в скороговорках.
Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности, работа над просодикой
- Маша и Мишка, попросили, чтобы мы выучили о них скороговорки и хотят их послушать.
(слайд 18)
«Наша Маша под душем моет шею и уши».
(слайд 19)
«У Мишки шишки, шишки у Мишки».
Дети проговаривают скороговорки как Маша и как Мишка, с вопросительной интонацией,восторженно,удивлённо, грустно…
16. Автоматизация звука (Ш) в стихах.
- Маша очень любит сочинять стихи. Но, почему-то, они у неё получились смешные. Видно Маша, как всегда, торопилась и наделала ошибок. Исправьте её ошибки:
(слайд 20) С Мишкой мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
(слайд 21) Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
(слайд 22) В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
(слайд 23) Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
(слайд 24) На столе стояла кошка … (плошка).
На полу сидела плошка … (кошка).
- Ребята, а вы знаете стихи с любимым Машиным звуком (Ш? (Дети читают стихи.)
ІІІ. Итог занятия.
- Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для вас?
Оценка речевой деятельности детей.
- Вы прекрасно сегодня занимались, старались правильно произносить звук (Ш).
- Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрприз со звуком (Ш).
Логопед дарит детям воздушные шарики.