Оленька Смирнова
Конспект НОД в старшей группе «Своё здоровье берегу — сам себе я помогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Своё здоровье берегу – сам себе я помогу!»
Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление
с окружающим миром»
Подготовила и провела:
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ Детский сад № 42 "Кораблик"
Смирнова О. Ю.
г. Йошкар-Ола
Февраль 2017 г.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация»,
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Своё здоровье берегу — сам себе я помогу!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
«Социализация», «Безопасность», «Познание».
Цель: формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человека
Задачи:
• Формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни.
• Расширять знания о том, что полезно и что вредно для здоровья.
• Уточнить представления о предметах личной гигиены, и о благотворном воздействии спортивных упражнений на здоровье человека.
• Развивать умение заботиться о своем здоровье.
• Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью.
• Развивать связную речь умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы.
• Выражать психоэмоциональное и психофизическое состояния
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением людей с правильной и нарушенной осанкой;
- карточки с изображением грустного и веселого зуба;
- карточки с изображением полезных и вредных предметов
- сундучок; письмо; конверты с загадками; зеркальце.
Словарная работа:
Здравствуйте, микробы, правила личной гигиены, осанка.
Использованные современные образовательные технологии:
1 «Здоровье-сберегающие технологии» :
-Медико-профилактические (сохранение правильной осанки, закрепление знаний о соблюдении культурно-гигиенических навыках).
-Физическо-оздоровительные (самомассаж, дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
-Технология, обеспечивающая психологическое благополучие ребёнка (обеспечение коммуникативного взаимодействия в процессе деятельности, психогимнастика)
-Технология валеологического просвещения (накопление знаний о здоровье и умение его оберегать и сохранять).
2 «Технологии личностного ориентирования»
Совместная деятельность детей и воспитателя.
3 «Проблемно-поисковые технологии» - Эксперименты, опыты.
4 «Информационно-коммуникативные технологии» (Дидактические игры, карта-схема, магнитола)
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
Давайте встанем в круг - друзей (дети встают в круг).
Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня у нас. Поздоровайтесь с ними (дети здороваются).
А вы знаете, ребята, что слово "здравствуйте" не просто волшебное слово, оно особенное. Когда мы произносим его, то не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья. Делайте это чаще, потому что от этого слова у всех поднимается настроение. Здоровье - это главная ценность для человека,
поэтому в приветствие заложено пожелание друг другу здоровья.
А вы ребята, как думаете, что на свете всего дороже? (мебель, родители, золото, машина)
Воспитатель:
-Да, загадка волшебная, заглянем в волшебное зеркальце, может оно нам поможет. Что вы в нем увидели? (себя) Когда у нас хорошее настроение? (когда все здоровы) Так что же всего дороже на свете? (наше здоровье)
- Ребята, а как человек может заботиться о своем здоровье? Что он должен делать? (соблюдать режим дня, заниматься физкультурой, соблюдать чистоту своего тела, правильно питаться)
Воспитатель:
Ребята, сегодня почтальон принес в наш детский сад письмо. Давайте почитаем его.
"Здравствуйте ребята! Обращаюсь к вам за помощью. Злая колдунья заколдовала меня в своем царстве. Помочь мне может только тот, кто не испугается трудностей и разгадает все задания. Очень на вас надеюсь и жду помощи.
С уважением фея Чистоты и Здоровья".
Воспитатель:
Да, ребята, ну и задачка. Поможем доброй фее?
Воспитатель:
Но чтобы нам ее спасти, нам предстоит преодолеть немало трудностей и
препятствий, но я верю, что мы справимся, потому что мы какие?
- Смелые, ловкие, быстрые, сильные, сообразительные.
Воспитатель:
Ребята, в письме еще есть карта, в которой указано как добраться до феи,
давайте посмотрим.
(Воспитатель с детьми рассматривает карту)
Воспитатель:
Дорога в царство идет через лес. Ну, что же в путь! (играет музыка)
Чтоб в путь со мной отправиться, не нужен транспорт нам.
За светлую улыбку я зеркальце вам дам.
Зеркальце волшебное нас не подведёт
В царство к фее Чистоты и Здоровья нас быстро доведёт.
Для того, чтобы попасть в волшебное царство надо посмотреть в волшебное зеркало и ему улыбнуться (дети смотрят в зеркало и улыбаются).
Воспитатель:
Вот мы и попали в волшебное царство и очутились на первой полянке «Береги своё здоровье»
Воспитатель:
Скажите, кто из вас болел в этом году? А чем вы болели? А знаете, почему это произошло? Правильно! В ваш организм попали микробы, потому что вы не выполняли правила гигиены.
- Дети находят и рассматривают сундук, но он не открывается.
Воспитатель:
Ребята, а здесь еще конверт. Давайте откроем его.
Воспитатель открывает конверт.
Воспитатель:
Ребята, здесь загадки. Нам нужно их отгадать.
Я увидел свой портрет.
Отошел - портрета нет.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит, -
А любому правду скажет -
Всё как есть ему, покажет.
(зеркало)
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(душ)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
(мыло)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расческа)
Резинка – Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
(мочалка)
Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер
Люди все ко мне бегут.
(ванна)
Серебряная труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льётся
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой.
(умывальник)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
Смятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(зубная щетка)
Воспитатель:
Прочитаем полученное слово в выделенных клеточках. Это слово «Здоровье».
Дети отгадывают слово и сундук открывается.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что лежит в сундуке. Это и есть отгадки к загадкам.
Ребята, вы знакомы с этими предметами? Все это предметы личной гигиены. Может ли человек обойтись без них? Что произойдет, если этих предметов не будет?
Действительно, предметы личной гигиены помогают человеку быть чистым и опрятным, в его доме так же царит чистота. Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье? Недаром говорится: «Чистота – залог здоровья»
Ребята, а теперь скажите, можно ли свой носовой платок, зубную щетку, полотенце и расческу давать другим? (нет, а игрушки, карандаши и книги? (да)
Давайте, ребята, сундучок возьмем с собой, он нам еще пригодится.
Вбегает Бяка, читает стихи:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятие
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Воспитатель:
Ребята, она правильно говорит?
Дети:Нет!
Воспитатель:
Ребята, вы все знаете, что соблюдение личной гигиены - необходимая
процедура для каждого человека. Давайте расскажем Бяке, какие вы знаете
правила личной гигиены.
Дети:
Мыть руки перед едой, после прогулки. Чистить зубы два раза в день.
Расчесывать волосы. Стричь ногти. Носить носовой платок.
Бяка:
А я тоже знаю, что бороться с болезнями, предупредить простудные заболевания помогает массаж. Повторяйте со мной:
Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело
(поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать
Надо носик растирать
(указательными пальцами растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём
Ладошку держим козырьком
(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны – вместе)
«Вилку» пальчиками сделай
Массируй ушки ты умело.
(раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки перед ушами и за ними)
Знаем, знаем, да-да-да
Нам простуда не страшна.
(потирают ладони)
Воспитатель:
Давайте подарим Бяке наш сундучок, чтобы она не забывала умываться,
расчесываться, ведь соблюдение личной гигиены способствует поддержанию
здоровья.
Бяка берет сундучок и открывает его, достает мыло, расческу, зубную щетку,
носовой платок. После этого Бяка благодарит детей и прощается.
(слышится звон колокольчика)
Воспитатель:
Слышите, ребята, это рухнула одна из колдовских чар злой колдуньи Значит мы на правильном пути. (смотрим на карту) Отправляемся дальше.
Воспитатель:
Ребята, мы добрались с вами до второй полянки под названием «Спортивная»
Посмотрите на картинки:
Один человек – сутулится, а другой стоит прямо.
Как вы думаете, кто из них занимается спортом?
Дети:
У сутулого человека болит спина, он не занимается спортом, не делает зарядку, возможно и не соблюдает режим дня.
Воспитатель:
Правильно, ребята. Когда человек не занимается спортом, сутулится и втягивает голову в плечи, сидит сгорбленный за столом - у него формируется неправильная осанка. Кроме того, человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле.
А когда человек занимается спортом, выполняет спортивные упражнения, стоит прямо, то выглядит гораздо выше, чем когда сутулится. Человек с правильной осанкой не только красив, но и здоров. Если с детства приучать себя держаться прямо, то в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине.
Осанка: это то, как мы сидим и стоим. Правильная осанка означает, что
плечи слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, туловище выпрямлено, а голова высоко поднята. А чтобы была правильная осанка, надо делать специальные упражнения. Расправьте свои плечики, встаньте ровно.
Чтобы веселее нам было идти давайте поиграем (динамическая пауза)
Мы шагали и устали,
Дружно все тихонько встали
Два хлопка над головой,
Три хлопка перед собой,
Две руки за спинку спрячем,
И на двух ногах поскачем.
(слышится звон колокольчика).
Воспитатель:
Слышите, ребята, это рухнула другая из колдовских чар злой колдуньи Значит мы на правильном пути. (смотрим на карту) Отправляемся дальше.
Воспитатель:
Вот сейчас мы с вами очутились на полянке «Здоровое питание», здесь еще один конверт. Откроем его?
Воспитатель:
Тридцать два весёлых зуба,
Уцепившись друг за друга.
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки.
Ребята, улыбнитесь друг другу. Какие вы красивые, когда улыбаетесь. Много у вас зубов?
А вы не забываете их чистить каждый день?Сколько раз в день нужно чистить зубы? А зачем их нужно чистить? (чтобы были здоровыми и красивыми)
Посмотрите, какой это зуб (веселый) Почему он веселый? (потому что он здоровый и у него ничего не болит)А этот какой зуб? (грустный) Почему он грустный? (Он болеет у него дырка)Как вы думаете, почему у него появилась дырка? (кушал вредные продукты)
Воспитатель:
Правильно, ребята, для того, чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Я думаю, что вы знаете какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья. Назовите полезные для здоровья продукты, назовите вредные для здоровья продукты. (Дети называют)
Давайте мы с вами посмотрим какие продукты вредные, а какие полезные (рассматриваем карточки "вредные и полезные продукты"). Как вы думаете, можно есть вредные продукты? (можно, но лучше не надо)
Сейчас предлагаю вам поиграть в игру: «Полезные и вредные продукты» Давайте мы с вами полезные продукты положим на зеленый поднос, а вредные - на красный.
Молодцы, я вижу, вы много знаете о здоровом питании.
Психогимнастика.
Воспитатель:
Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон, сладкий виноград, очень горячее запеченное яблоко, вкусную пищу, невкусную пищу.
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру «Я знаю»
Воспитатель, передавая мяч ребенку, начинает предложение, ребенок, принимая мяч, заканчивает.
- Я знаю такие блюда из муки: блины, оладьи, пироги…
- Я знаю такое блюдо из овощей: пюре, рагу, запеканка…
- Я знаю такое блюдо из мяса: котлеты, фрикадельки, отбивные…
- Я знаю блюда, приготовленные из молочных продуктов: каши, супы, суфле…
- Я знаю, без чего котлеты будут не вкусными: без лука, специй…
- Я знаю, с чем каша будет вкуснее: с маслом, фруктами, овощами …и т. д.
(звенит колокольчик)
Воспитатель:
Слышите, ребята, звон - мы с вами справились с последним заданием и расколдовали фею Чистоты и Здоровья.
(под музыку входит фея)
Здравствуйте, ребята.
Дети:
Здравствуйте!
Фея:
Пока вы шли, преодолевая препятствия, чары колдуньи рассеялись, замок
рассыпался. Спасибо вам, ребята! Если бы не ваши знания и умения, я бы никогда не освободилась.
Я- Фея Чистоты и Здоровья.
С вами быть хочу всегда.
Я пришла вас научить
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас
И она в недобрый час
Принесет нам вред, болезни.
Но я дам совет полезный
Мой совет совсем не сложный -
С грязью будьте осторожней.
А сейчас я предлагаю вам встать в круг, я улыбнусь вам, а вы друг другу.
(Дети по кругу передают эстафету-улыбку).
После эстафеты Фея Красотыи Здоровья раздает детям и гостям воздушные шары с пожеланиями внутри.
Фея прощается и уходит.
Воспитатель:
А теперь и нам пора возвращаться в детский сад.
Чтоб в детский сад вернуться, не нужен транспорт нам.
За светлую улыбку я зеркальце вам дам.
Зеркальце волшебное нас не подведет.
В детский сад нас быстро донесёт.
(дети смотрят в зеркало и улыбаются)
Воспитатель:
Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в царство? А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей) Что мы сегодня полезного сделали? Как мы выручали фею?
Воспитатель:
Ребята, мы с вами убедились, чтобы быть здоровым нужно соблюдать режим дня, заниматься физкультурой, соблюдать чистоту своего тела и конечно правильно питаться.
Всем большое спасибо. На этом наше занятие закончилось.