Валентина Илюткина
Конспект занятия «Как устроены перья у птиц?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 30.
на тему: «Как устроены перья у птиц?»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Выполнила: Илюткина Валентина Александровна
2016 г.
Публикация «Конспект занятия „Как устроены перья у птиц?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: Закреплять знания о домашних птицах. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, способность наблюдать, поощрять выдвижение гипотез, подвести к планированию своей деятельности, способствовать развитию умения делать выводы. Формировать умение устанавливать связь между строением и образом жизни птиц. Воспитывать любознательность.
Методы и приемы:
• Беседа,
• Художественное слово,
• Показ,
• Экспериментирование
Предварительная работа: чтение художественной литературы о домашних птицах, рассматривание иллюстраций, беседы.
Активизация словаря: домашние птицы, водоплавающая птица, веслоногие, стержень, опахало, куриные и гусиные перья, пуховое и маховое перо.
Материал: картинки курицы и гуся, модель строения птицы, картинка весла, перья гусиные и куриные, тазики с водой, подсолнечное масло, ножницы, зубочистки, свеча, ИКТ - слайды «Что можно сделать из перьев».
Ход: Дети стоят полукругом у мольберта, воспитатель загадывает загадки.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
(Курица)
Воспитатель вывешивает картинки птиц на мольберт. Как можно назвать гуся и курицу одним словом? Кто это? (Птицы). Птицы домашние или дикие?
(Домашние). Чем похожи эти птицы? Что у них одинакового? (Клюв, голова, туловище, 2 крыла, 2 лапки, туловище, хвост). Воспитатель вывешивает на мольберт схему-модель строения птицы. Передвигаются птицы одинаково или по-разному? Что же у гуся и курицы разного? (Лапки). У курочки пальцы на лапках отдельно друг от друга, а у гуся между пальцами перепонки. Как вы думаете, для чего гусю такие лапки? (Чтобы плавать). Правильно. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие. Как называется такое строение лапок? (Веслоногие). Воспитатель помешает на мольберт картинку весла. Если гусь умеет плавать в воде, как эту птицу можно назвать? (Водоплавающая).
Чем покрыто тело гуся и курицы? (Перьями). Воспитатель добавляет к схеме карточку с пером. И курица и гусь покрыты перьями. Для чего птицам перья? Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас с вами ненадолго превратимся в ученых, людей, которые много знают, проводят всякие опыты, чтобы узнать много нового и интересного. Давайте попробуем!
Все мы дружно повернулись,
Все тихонько потянулись,
Раз присели,
Два привстали,
На носочки дружно встали,
И еще раз повернулись,
И в ученых обернулись.
Воспитатель показывает на столы. Вот наш рабочий кабинет. Занимайте места.
Опыт 1. «Как устроены перья птиц».
Материал: подносы, перья, ножницы, зубочистки, свеча.
Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало.
Что есть у пера? (Стержень, опахало). Стержень длинный, перо большое. Попробуйте помахать пером. Волоски плотно прижаты друг к другу, поэтому перья птиц такие прочные. Воспитатель предлагает рассмотреть пуховое перо птицы, помахать им, подуть на него, подбросить вверх. Чем оно отличается от махового крыла? (Пуховое перо мягкое, волоски между собой не склеены, стержень тонкий, перо меньше по размеру). Воспитатель предлагаетприложить перо к щеке. Что вы ощущаете? (Тепло). Для чего птице пуховые перья? (Они служат для сохранения тепла). Воспитатель предлагает отрезать кончик стержня и попробовать вставить зубочистку. Получилось? Значит внутри стержня ничего нет, он пустой, полый. Вот почему перья такие легкие. Очень важно птице иметь легкие перья. Это помогает водоплавающим птицам легко плыть, а птицам, которые летают, лететь.
Воспитатель над горящей свечой поджигает волос и перо птицы. Образуется одинаковый запах. Значит перо птицы и волос имеют одинаковый состав. Перья нужны птице не только для тепла, но и для красоты.
Опыт 2. «Ты как мокрая курица».
Цель: формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов, со средой обитания, развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Материал: емкость с водой, перья гусиные и куриные.
Воспитатель предлагает детям опустить перья в тазик с водой по очереди, разложить на две кучки: на намокшие и сухие.
Вывод: Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли. Куриные перья намокли, все склеились, стали похожи на полоску, с них течет вода. Не зря говорят: «Ты как мокрая курица». Каждое существо имеет свою среду обитания и приспособлению к ней. Гусь приспособлен жить как на суше, так и в воде, а курица только на суше. Почему гусиное перо не намокло, мы узнаем из следующего опыта.
Опыт 3. «В воде купался - сух остался».
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, поощрять выдвижение гипотез, подвести к планированию своей деятельности, способствовать развитию умения делать выводы.
Материал: тазики с водой, гусиные перья, подсолнечное масло.
Мы с вами выяснили, что гусиные перья не намокают. Почему? (Ответы детей). Давайте опустим руки в воду. Какие они стали? (Мокрые). Воспитатель предлагает смазать руки растительным маслом и снова опустить в воду. Руки, смазанные жиром, не намокли, а вода превратилась в капельки. Гусиные перья не намокают в воде, потому что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Если перья намокнут, птице будет очень трудно плыть, она станет тяжелой.
Где используют перья? Что можно из них сделать? (Ответы детей). Воспитатель предлагает посмотреть презентацию «Что можно сделать из перьев».
Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Дети встают в круг.
Все мы дружно повернулись,
Все тихонько потянулись,
Раз присели,
Два привстали,
На носочки дружно встали,
И еще раз повернулись,
И в ученых обернулись.
Понравилось вам быть учеными. Что же нового, интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).