Ольга Кормакова
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
д/с №34 «Солнечный» общеразвивающего вида города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
Конспект занятия по звукопроизношению «В гостях у сказки»
Тема: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Кормакова Ольга
Александровна
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Тема: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
Цели:
Коррекционно-образовательные.
Уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р].
Закрепить правильное произношение звука «Р» в словах, предложениях.
Упражнять в составлении предложений, в делении слов на слоги.
Закрепить умение определять местонахождение звука [Р] в слове (в начале, в середине, в конце слова) и соотносить со схемой.
Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, множественное число существительных в единственном числе, умение согласовывать имена числительные с именами существительными.
Обобщить и закрепить знания детей о сказках, и сказочных персонажах.
Коррекционно-развивающие.
Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, моторику.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать у детей интерес к сказкам.
Формировать положительный интерес к логопедическим занятиям.
Воспитывать навык самоконтроля за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Оборудование: мяч, «цветик-семицветик», ведерки со схемами «Место звука в слове», картонные рыбки с картинками на звук «Р», игрушечные удочки, «пруд», медали, музыкальное сопровождение, проектор, презентация «Автоматизация звука «Р», картинки для автоматизации звука «Р».
Ход занятия
Орг. момент.
Дети встают в круг.
(Психоэмоциональный настрой)
Логопед:
- Поздоровайтесь друг с другом,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Этот мячик передай,
Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай!
-Добрррое утррро! Какой звук я выделила в этих словах? (Звук «Р»).
-Как вы думаете, произношение какого звука мы будем сегодня закреплять? (Звука «Р»).
Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].
- Давайте вспомним, как правильно мы учились произносить звук [Р.
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]?
(Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
- Правильно.
Автоматизация звука «Р» в словах.
-Сейчас на стульчик сядет тот, кто вспомнит и назовет слово со звуком «Р». (Дети называют слова, садятся на стульчики).
Вырос красивый цветок-семицветик.
Я вам, ребята, раскрою секретик:
Цветок осторожно я сорвала,
И на занятие вам принесла.
Он нам поможет в сказку попасть,
В сказке этой не даст нам пропасть.
Будем его лепесточки срывать,
Сказочным героям будем помогать…
Если задания сделать успеем,
Из сказки домой мы вернуться сумеем!
-Отрывая лепестки, мы будем произносить волшебные слова :
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток.
Облети вокруг земли,
Нам задание покажи.
1-ый ребенок произносит волшебные слова.
-С помощью этого лепестка мы оказались в сказке, а в какой отгадайте?
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой? (Буратино).
-Как называется сказка? («Золотой ключик или приключения Буратино»).
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино».
-Мальвина говорит, что Буратино совсем не желает учиться и не хочет проговаривать слова. Ребята, поможем Буратино? (Да). А чтобы было веселее, поиграем с мячом.
Игра с мячом.
1. Ра-ра-ра, начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Повторить за мной слова :
(Пара, мера, гора, нора, детвора, барабан и т. д.)
2. Ру-ру-ру, продолжаем мы игру:
(Рубанок, рука, рубин, рубаха, рукавица, кенгуру.)
3. Ро-ро-ро, много слов со слогом РО :
(Рот, роза, горох, народ, сорока, коробка, корова.)
4. Ры-ры-ры, вот слова со слогом РЫ.
За мной слова повторяй, но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
(Рыба, рытвина, корыто (рысь, горы, куры (рысь, актеры, боксеры, помидоры, (рысь, самовары, рыбаки, перышко.)
5. Слово повтори тогда, когда названа еда:
Метро, горох, пирог, мороз, мороженое, огород, пирожное, макароны, сырок, ворона.
2-ой ребенок произносит волшебные слова.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток.
Облети вокруг земли,
Нам задание покажи.
-В какую же сказку принес нас этот лепесток, отгадайте.
Живёт она в большом цветочке,
Жаль, что сама мала росточком,
Зато вокруг - душистый дом,
Из лепестков построен он. (Дюймовочка)
Сказка «Дюймовочка»
-Я буду называть предметы, а вы называйте эти предметы так, как назвала бы их Дюймовочка.
Задание «Назови ласково» (пирамида-пирамидка, помидор- помидорчик, куртка –курточка, карандаш – карандашик, и т. д.)
-Еще Дюймовочка любила играть вместе с ласточкой в игру «Один-много».
Игра «Один-много» (карандаш-карандаши, пирамида-пирамиды, пирог-пироги и т. д.)
Физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и сразу в путь!
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо, раз, два, раз, два.
Вот Дюймовочки слова :
Чтоб была спина пряма.
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
А этот лепесток приглашает нас в другую сказку.
3-й ребенок произносит волшебные слова.
-Ребята, мы снова оказались в новой сказке. А в какой, угадайте сами.
Этот доктор знаменит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор… (Айболит)
Сказка «Айболит»
Айболит лечит зверей и птиц. Заболели животные и птицы, пришли к доктору Айболиту.
Посмотрите на картинку и скажите, кто пришёл на приём к Айболиту?
Давайте поможем Айболиту сосчитать животных и птиц.
Задание «Считай и называй» (Одна корова, две коровы, пять коров и т. д.)
-Молодцы, ребята! И с этим заданием справились!
Лепесток мы отрываем,
В сказку новую попадаем!
4-й ребенок произносит волшебные слова.
-А вот и новый герой встречает нас.
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Ребята, вы узнали его? (Да! Это Кот в сапогах)
Сказка «Кот в сапогах»
-Кот приглашает нас на рыбалку.
Много разных рыбок тут плавает в пруду.
Мы их всех поймаем на свою уду.
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовите.
В слове быстро «Р» найдите.
В разные ведерки рыбок положите.
Дети должны определить, где находится звук «Р» в начале, в середине или в конце слова, и разложить картинки по ведеркам (На ведерках прикреплены звуковые схемы «звук в начале, в середине и конце слова». Каждый ребенок ловит по две рыбки, называет, что на них изображено и определяет, где находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно кладет в ведро со схемой).
-Молодцы! И это задание оказалось вам под силу!
Наше путешествие по стране сказок продолжается.
Лепесток мы отрываем,
В сказку новую попадаем!
5-й ребенок произносит волшебные слова.
-К кому же мы попали в гости, отгадайте.
Маленький, ушастенький,
Живет, не тужит,
С крокодилом Геной дружит. (Чебурашка).
-Ребята, Чебурашка вместе с крокодилом Геной любили кататься на поезде. И сейчас они решили покататься и взять с собой друзей. Но не знают, как правильно их расселить по вагонам. Давайте им поможем. Назовем каждого пассажира, выделяя звук Р. Прохлопаем количество слогов в каждом слове, и узнаем, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). ( Картинки: Буратино, рыба, рак, сорока, поросенок, муравей, краб, воробей, барсук).
-Поезд отправляется. Поем слоги Ра-Ра-Ра…на мотив песни «Голубой вагон».
6-й ребенок произносит волшебные слова.
-Ребята, отгадайте, в какую сказку мы попали.
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица. (Гуси-лебеди)
Автоматизация звука «Р» в предложениях.
Сказка «Гуси-лебеди».
-А в этой сказке Баба-Яга заколдовала предложения. А сестрице дала задание – расколдовать их. «Расколдуешь – отдам братца, не расколдуешь – берегись!».
-Ребята, давайте поможем сестрице Аленушке расколдовать предложения. Поможем словам в предложении вернуться на свои места: «подружим» их и произнесем предложения правильно. Поможем сестрице вернуть братца.
Предложения :
В розах растут сады.
Рыба поймала рыбака.
Мусор убирает Рому.
Куры кормят Марусю.
Красный шарф надел Егора.
В помидорах и огурцах растут огороды.
-Молодцы, ребята! Вы спасли сестрицу и братца!
Ребята, вот и закончилось наше путешествие по стране сказок. Мы выполнили все задания цветика-семицветика. Сказочные герои благодарят вас за помощь.
Нам пора возвращаться в детский сад. Выходим на ковёр. (Звучит музыка) Закрываем глаза, считаем до пяти и вот мы дома.
Итог занятия и оценка работы детей.
Где мы сегодня были? Какой звук мы старались правильно проговаривать? Дайте характеристику этому звуку. Ребята, но у нас остался один лепесток. Давайте я посмотрю, какое там задание. (Отрываем лепесток и читаем.)
Дорогие искатели знания!
Мне понравилось ваше внимание,
Как вы выполняли задания!
Пусть вас не пугают знаний дали,
Я на память дарю вам медали!
(Дарю всем детям медали. Медали с изображением цветика-семицветика.
На медалях надпись:
Слова со звуком «Р» запоминайте,
Про этот звук – не забывайте.
Везде себя вы поправляйте,
Красивым звуком удивляйте.)
Спасибо за внимание!