Алла Бондаренко
Конспект литературной игры-викторины «Сказки дедушки Корнея»
Литературная игра-викторина
«Сказки дедушки Корнея»
по произведениям К. И. Чуковского
Программное содержание:
1. Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они познакомились раньше, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Закреплять умение детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.
Публикация «Конспект литературной игры-викторины „Сказки дедушки Корнея“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Чуковский. Конспекты занятий
- Чуковский. Сценарии развлечений
- Темочки
2. Развивать память, мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.
3. Воспитывать интерес к литературе.
Оборудование: выставка рисунков детей и родителей по сказкам К. И. Чуковского; портрет К. И. Чуковского; чудо-дерево, на котором висят силуэты сапожек с иллюстрациями сказок Чуковского; «Книжкин домик», в котором представлены книги К. И. Чуковского; разрезные картинки по сказкам Корнея Ивановича; различные предметы из сказок поэта; план группы и места, где спрятан сюрприз; витамины.
Предварительная работа:
Чтение произведений К. И. Чуковского. Рассматривание иллюстраций. Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами по произведениям детского поэта. Рисование героев сказок Чуковского. Оформление «Книжкиного домика» по теме.
Ход занятия:
Ведущий. Ребята, сегодня на занятие я принесла портрет. Узнаете ли вы этого человека? (Ответы детей.)
Ведущий. Все любят стихи К. И. Чуковского и сейчас мы послушаем, что думают дети о сказках дедушки Корнея.
1 ребенок.
Не бывает в наши дни чудес на свете!
Для тех, кто не верит в них сам.
Бармалея нет – и знают это дети!
А сказки живут тут и там.
2 ребенок.
Есть ужасный Тараканище в той сказке.
Поверить в такое смешно!
А комарик там становится героем,
Что смысла в наш век лишено!
3 ребенок.
На вопросы нам наука даст ответы.
Айболит в наших сказках живет.
К дальним звездам отправляются ракеты!
А в лесу чудо-дерево растет!
Ведущий. Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года. У нас в России в этот день отмечают День юмора и смеха. Наверное, поэтому все его стихи такие веселые. А 2 апреля все люди отмечают День детской книги.
Ребята, может кто-то из вас знает, как называется самая первая сказка, которую написал Чуковский и для кого он ее написал? (Ответы детей.)
На занятии присутствуют родители. Если дети будут в чем-то затрудняться, они могут принять помощь мам или пап.
Представитель родительского клуба. Да, его маленькому сыну в поезде стало плохо и, чтобы как-то его утешить, Корней Иванович рассказал ему сказку «Крокодил». Проснувшись наутро, сын попросил, чтобы отец рассказал еще раз ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он ее запомнил слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки.
Ведущий. А наши педагоги тоже любят сочинять. Давайте вспомним нашу любимую чистоговорку, она, кстати, про героев сказок Чуковского.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил – крокодил в небе солнце проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха – именниница.
Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
Ребенок.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех друзей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Ведущий. Хотите в гости? Тогда пойдемте. (Воспитатель подводит детей к чудо-дереву, на котором прикреплены макеты сапожек с иллюстрациями из сказок Чуковоского.)
А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А веселые книжки
Да со сказками.
Дети по очереди снимают по одной книжке, говорят, какая сказка в этой книжке, читают отрывок из нее.
Ведущий. Молодцы, дети. Я вижу, вы хорошо знаете сказки Корнея Ивановича.
А теперь пора тихонько
Нам места свои занять.
Будем с вами мы, ребята,
Ведущий. А начнем мы игру с моей любимой сказки.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
….(Добрый доктор Айболит.)
Раздается стук в дверь. Заходит доктор Айболит, в руках у него книга со сказками Чуковского.
Айболит.
Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Вы меня узнали? (Ответы детей.) У вас ничего не болит? (Осматривает детей.) Ах, да, совсем забыл. Я вам принес свою книгу «Сказки Чуковского». Вы читали эти сказки? Это я сейчас проверю. Смотрите, я приготовил для вас задания. Вы уже большие и должны с ними справиться.
Итак, задание 1. «Какие сказки Чуковского вы знаете?»
Айболит. Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете? Принесите книжки и назовите их.
Дети из «Книжкиного домика» приносят книги и называют сказки. Айболит хвалит детей.
Задание 2. «Назови сказку правильно».
Айболит. (Достает из кармана листок бумаги.) Ничего не пойму. Что-то напутано на листочке, помогите мне.
-«Муха-Топотуха»
-«Неумывайка»
-«Брадобрей»
-«Мобилка»
-«Краденая луна»
-«Паучище»
-«Дунькина радость»
Если ребята не могут ответить, им помогают члены родительского клуба.
Айболит. Молодцы. А я вам приготовил интересные картинки. Ой, а они все перемешались. Что же делать?
Воспитатель. Мы их сейчас соберем.
Задание 3. «Собери сказку и назови».
(Дети выполняют задание.)
Айболит. Что-то мне кажется, что вы заболели. Вас полечить?
Воспитатель. Нет, доктор, наши дети здоровы, их лечить не надо.
Айболит. Ну, тогда покажите мне, какие вы сильные, крепкие.
Проводится физкультурная минутка.
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, (машут руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна? (глядят из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу)
Как веселый звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам (шагают)
По траве идут ребята.
Всем мы помощь оказали, (показывают, какие сильные)
Сами сильными мы стали.
Айболит. Я вижу, что вы очень сильные и крепкие. А теперь хочу посмотреть, какие вы сообразительные. Загадки отгадаете?
Задание 4. «Отгадай загадки».
-Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет,
И в дороге слезы льет. (Федора, «Федорино горе»)
-Покупала самовар,
А спасал ее комар. (Муха-Цокотуха)
-Кто, как будто галку,
Проглотил мочалку. (Мойдодыр)
- И зайчонок, и волчица-
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
-Кто умоет чисто
Даже трубочиста! (Мойдодыр)
-Кто страшными глазами сверкает,
Кто страшными зубами стучит,
Кто страшный костер зажигает,
Кто страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!» (Бармалей)
- Он грозен и зубаст,
Он нам солнце не отдаст. (Крокодил, «Краденое солнце»)
-Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый (таракан, «Тараканище»)
Айболит. Ну, молодцы, а теперь попробуйте отгадать, кто из героев сказок Чуковского говорил такие слова.
Задание 5. «Отгадай слова героев».
Ребята помогают воспитателю читать стихи.
- Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник (Бармалей).
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких детей.
-Ой, вы, бедные сиротки мои
Утюги, сковородки мои!
Вы подите-ка немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком.
И вы будете опять
Словно солнышко сиять. (Федора)
-Бабочка-красавица
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье? (Муха-цокотуха)
-Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты грязнуля
(Мойдодыру) угодил.
-Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живете?
На горе или в болоте? (Айболит)
-Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то гляди, поймаю.
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать,
Наше солнце воровать! (Медведь)
-Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу,
Не помилую! (Таракан)
Айболит. Так, а где же, где же? Ребята, я принес предметы из сказок Чуковского, но где-то их в группе растерял. Помогите мне их найти и назвать, из какой они сказки.
Задание 6. «Найди предмет и назови, из какой он сказки».
Ребята по группе ищут предметы, которые растерял Айболит.
Айболит. Ой, спасибо, вы такие хорошие ребята: смелые, сильные, сообразительные, и такие помощники. За это я приготовил вам сюрприз, а какой и где вам поможет найти воспитатель. Мне пора, меня ждут мои больные звери.
Воспитатель. Спасибо вам, доктор Айболит! Приходите к нам еще. А мы с вами пойдем к нашей выставке и рассмотрим книги. Но прежде, надо вспомнить правила обращения с книгами. А какие правила вы знаете? (Ответы детей.)
- Книги брать только чистыми руками.
- Книги нельзя рвать.
- Книги нельзя мять.
- Нельзя рисовать на книгах.
- Нельзя загибать углы.
-При чтении пользоваться закладками.
Воспитатель. Но есть еще одно золотое правило, которое надо запомнить: «Книги любят тишину, поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными, чтобы не мешать читать ни себе, ни другим». Вы запомнили это правило? (Ответы детей.) Как вы должны себя вести? (Тихо.)
А теперь давайте скажем, чему учат сказки дедушки Корнея? (Показывает книги и спрашивает.)
- «Мойдодыр» - аккуратности, опрятности.
- «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, к порядку
- «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.
- «Тараканище» - быть смелыми.
- «Муха-цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
За книгами дети находят листок – план группы и места, где спрятан сюрприз (витамины).
Воспитатель. Спасибо Айболиту за угощение. Мы любим сказки дедушки Корнея за то, что они интересные, добрые, веселые.
Представитель родительского комитета.
Хорошие сказки писал дед Корней,
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.