Маргачева Ирина
Конспект занятия в средней группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятий в средней группе на тему :
Цель: Обобщить представление детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
2. Расширять знания детей о свойствах воздуха : невидим, прозрачный, воздух движется, не имеет запаха и вкуса.
3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
4. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
5. Расширять и активизировать речь детей.
Оборудование: 5 столов, полиэтилен, новые пакеты, стаканчики с водой,
коктейльные трубочки, салфетки, веера, лимон, чеснок.
Методические приемы: беседа – диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
«Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень.
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Доброе утро ребята!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. А чтобы узнать, что именно мы будем исследовать, отгадайте загадку:
Загадка
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Не невидим он для нас! (воздух)
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох, а затем выдох. Что мы с вами сделали?
Дети: Мы вдохнули и выдохнули воздух.
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас.
Дети: Он прозрачный и невидимый.
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: Бесцветный.
Воспитатель: Для того, чтобы проверить, правда ли, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимы й, но он вокруг нас, предлагаю провести несколько экспериментов, как настоящие ученые – исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, экспериментов, там они делают разные открытия. А как это помещение называется?
Дети: Лаборатория?
Воспитатель: Правильно. Это помещение называется лабораторией. А полетим мы в нашу лабораторию на воздушном шаре. Чтобы нам взлететь, нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре
(руки вверх, образуя шар)
Над землей мы пролетаем
(руку к голове, смотрим вниз)
Шарик круглый, как земля
(руки вверх, образуя шар)
Где живем и ты, и я
(руки друг к другу, потом к груди)
Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели,
Проходим все в нашу лабораторию. Одеваем халаты, мы уже ученые.
Опыт 1. «Поймать воздух»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Смотрите какой он тонкий. Его можно сложить. Убедились, что в пакете ничего нет? (Да). Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстым.
Воспитатель: На что пакет похож?
Дети: Он похож на подушку, на, на…
Воспитатель: Правильно, а вы видите воздух в пакете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Приложите руку к пакету, вы видите свою руку через пакет?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь пакет развяжем и выпустим из него воздух. Каким стал пакет.
Ответы детей.
Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким, почему? (нет воздуха, вышел) Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Воздух, прозрачный, бесцветный, невидимый, не имеет формы, чтобы увидеть воздух его надо поймать в оболочку.
Опыт 2. (с бумажной салфеткой)
Воспитатель: Возьмите салфетки за уголок поднимите перед собой и сделайте, вдох и выдох.
Что вы заметили? Что происходит с салфеткой?
Дети: Салфетка шевелится.
Воспитатель: Правильно, при выдохе образуется ветерок, и салфетка приходит в движении. Подуйте еще раз.
Опыт 3. (с веером)
Воспитатель: Хотите еще почувствовать ветер? Возьмите веер помашите на себя. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок, воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь опустите веер, ощущаете ветерок?
Дети: Нет.
Вывод: Воздух мы не видим, но ощущаем. Ветер – это движение воздуха.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон
И два наклон
Зашумел листвою клен.
Опыт 4. «Воздух внутри нас»
Воспитатель: Как вы думайте, внутри нас есть воздух? (Ответы детей)
Сейчас мы проверим. Перед вами стаканчики с водой и трубочки. Возьмите трубочки, опустите их в стаканчики с водой. Не пейте воду, а аккуратно подуйте. Что происходит?
Дети: Идут пузырьки.
Воспитатель: Правильно, пузырьки появляются. Что это за пузырьки?
Ответы детей…
Воспитатель: Правильно, это пузырьки воздуха. Попробуйте еще раз. Откуда они берутся?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки.
Воспитатель: Почему пузырьки поднимаются вверх, а не падают на дно?
Дети: Воздух легкий.
Вывод: Внутри нас есть воздух и воздух легче воды.
Опыт 5 (воздух не имеет вкуса и запаха)
Воспитатель: Как вы считаете имеет ли воздух вкус?
Ответы детей…
Воспитатель: Поймайте воздух ротиком. Есть вкус? (нет)
Верно, воздух не имеет вкуса.
Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте.
Дети: Нет. Не пахнет.
Воспитатель: А как же получается, что мы чувствуем запах духов, еды, лекарств? Оказывается, воздух движется и доносит запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Проверим? Закройте глазки (подносит к детям разрезанный лимон в контейнере). Чем пахнет?
Дети: Лимонами
Воспитатель: Еще раз закройте глаза (подносит к детям разрезанный чеснок в контейнере). Чем пахнет?
Дети: Чеснок.
Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с какими свойствами воздуха мы познакомились (невидимый, не имеет цвета, форму. Не имеет вкуса и запаха, поможет переносить запахи. Ветер – это движение воздуха. Ветер легкий. Воздух есть везде, даже внутри нас. Кому необходим воздух (всем). Можем жить без воздуха (нет).
На этом наши исследования закончены. Мы возвращаемся в детский сад. Занимайте место на воздушном шаре. Чтобы нам взлететь нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре
(руки вверх, образуя шар)
Над землей мы пролетаем
(руки к голове, смотрим вниз)
Шарик круглый как земля
(руки вверх, образуя шар)
Где живем, и ты и я
(руки друг к другу, потом к себе)
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Ребята вы узнали сегодня, что такое воздух и его свойства. И думаю, что расскажите дома о своих открытиях родителям.