Коновалова Наталья
Конспект занятий по рисованию в подготовительной группе на тему «Рисуем музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков — определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Тема: «Музыкальный рисунок»
Цели занятия :
Публикация «Конспект занятий по рисованию в подготовительной группе на тему „Рисуем музыку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
1. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
2. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)
3. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
4. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.
Материал для занятия :
• альбомный лист;
• набор гуашевых красок;
• кисть;
• стаканчик с водой.
Предварительная работа: прослушивание классических и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы на аудиокассете из серии «Волшебные голоса природы. Малыш на острове», ЗАО «СБС-рекордз», 2005.
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает вниманию детей звукозапись с пением птиц, шумом воды.
Педагог. Ребята, что вы себе представляете, слушая звуки природы?
Дети. Прогулку по лесу, по парку, по берегу реки, моря.
Педагог. Если бы вы попали рано утром в лес, то услышали мно-гообразие звуков: шелест листвы, перекликание и посвистывание птиц, кукование кукушки, журчание лесного ручья. Все это человек слышал еще в глубокой древности. Сначала он начал подражать услышанным звукам, а потом сам стал сочинять разные мелодии. Однажды человек срезал тростник и подул в него, получился необычный красивый звук. Так стали появляться первые музыкальные инструменты, которые помогли человеку исполнять придуманные им мелодии. И родилось прекрасное искусство — музыка.
Педагог предлагает вниманию детей аудиозапись соловьиной трели в сочетании с классической мелодией Ф. Шуберта «Серенада».
Педагог. Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает. Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?
Дети. Петь, танцевать, веселиться.
Педагог. А если мелодия медленная, грустная?
Дети. Тихо посидеть, подумать, погрустить.
Педагог. Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать ее, но и слышать. Вот сейчас мы и проверим, как вы слышите музыку.
Музыкально-подвижная игра «Музыкальные змейки»11
Играющие делятся на три команды и выстраиваются в колонны по одному. У каждой колонны (змейки) своя мелодия (марш, вальс, полька). Каждой команде дают возможность прослушать свою мелодию, затем включается любая из них. Змейка, чья мелодия звучит, идет под музыку в разных направлениях по свободному пространству группы. После прекращения музыки останавливается в том положении, в котором ее застала последняя музыкальная фраза. То же происходит и с двумя другими змейками. Игра может повторяться. При включении незнакомой мелодии, ранее не слышанной и не имеющей отношения ни к одной из змеек, команды быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда, построившаяся первой.
Педагог. Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета, они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий — прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музык / красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению. Как вы уже догадались, мы сегодня с вами будем рисовать музыку.
2. Практическая часть
1Прослушивание музыкального произведения.
2Предложение высказаться, какие цветовые ассоциации вызывает прослушанная музыка.
3Работа детей, сопровождаемая звучанием музыкального произведения.
4Пожелание детям по ходу работы: заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя незакрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.
3. Итог занятия
Педагог. Ребята, посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить.
В конце занятия проводится хороводная игра «Шире круг»11.
Участники игры встают в круг и берутся за руки, поют песни и выполняют
различные движения.