Максимова
Конспект занятия по развитию речи «Урок дружбы» в средней группе
Конспект занятия в средней группе
по развитию речи на тему «Урок дружбы»
Выполнила: Воспитатель
первой категории
Максимова. С. Р
Задачи. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Урок дружбы“ в средней группе» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Учить детей пересказывать короткие тексты; подбирать точные эпитеты к заданному слову.
Развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи.
Ход занятия:
Оргмомент.
Звучит песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»
Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? (о дружбе)
Сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям.
О дружбе есть много пословиц. Послушайте одну из них: «Дружба и братство дороже всякого богатства».
Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
А какое значение у этой пословицы: «Друг познаётся в беде»(высказывания детей)
Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался в беде?
Изучение нового материала.
Сегодня мы прочитаем рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы»
Воспитатель показывает книгу, в которой размещён этот рассказ и начинает читать.
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо. Зачем?. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зё рнышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок. дружбы!
Воспитатель: Какой урок дружбы получил воробей Чик (с другом надо делиться)
Часто друзья дарят друг другу цветы. Вот и мы поиграем с цветком дружбы.
Игра с цветком.
Воспитатель: Встаньте в круг. Я буду передавать цветок, а вы называйте слова. Какие слова можно сказать о хорошем друге? Какой он? (дети передают цветок и называют слова- надёжный,верный,мужественный,добрый,отзывчивый,честный,правдивый,внимательный,строгий и пр.)
Воспитатель: Подумайте, кто ваш самый надёжный друг? Расскажите, какой он?
Физкультминутка (дети выполняют в парах) :
Ты человек и я человек (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
Работа по звукопроизношению.
Воспитатель: Давайте произнесё м вместе чистоговорку:
Сидел воробей на сосне,
Заснул- и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Дети медленно читают чистоговорку и идут по кругу. Чистоговорка читается ещё 3-4 раза.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру с мячом. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте словом, которое я выделила, слова «да» и «нет» не говорите.
Воспитатель бросает мяч ребё нку и спрашивает: «Сидел воробей на сосне?»(Сидел)
«Сидел воробей на сосне?»(Воробей)
«Сидел воробей на сосне?»(На сосне)
«Заснул и свалился во сне (Заснул и свалился)
Игра продолжается по мере сохранения интереса детей.
Итог. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Я ещё раз убедилась, что у нас в группе живёт дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых ещё нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания в эту волшебную шкатулочку. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в шкатулочку. Теперь я спокойна за вас, шкатулочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию
в старшей группе «Праздник доброты и вежливости»
Программное содержание:
- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость
- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи
- развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания
Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.
- Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:
Мои детки, мои детки
Мои детки крепко спят.
Мои детки, мои детки
Потихонечку сопят.
Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.
Воспитатель: Солнце встало! Хватит спать!
Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.
Воспитатель: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!
- Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».
- Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.
Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)
- Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас делал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (ответы) Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова?
«Обидное слово сказать не спеши не разобравшись в деле душевная рана бывает больней тяжелой раны на теле».
Физминутка:
Поднимаем руки выше,
Опускаем руки вниз.
Ты достань сначала крышу
Пола ты потом коснись.
Выполняем три наклона,
Наклоняемся до пола,
Выполняем рывки руками
Раз - два - три - четыре - пять
А теперь мы приседаем
Чтоб сильней и крепче стать
Вверх потянемся потом.
Шире руки разведем.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
- Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова.
- А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь) Попросите меня вежливо поиграть с вами, (просят) Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого - спасибо.
- Зазеленеет старый пень
Когда услышит - добрый день.
- Когда вас ругают за шалости
Вы говорите - простите, пожалуйста.
- Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.
- Всем, кто вежливым растет
мимо друга не пройдет!
Даже в самой жуткой спешке
«Здравствуй» он произнесет.
Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку. Всем сегодня хорошо и весело. А еще я для вас приготовила задание. Если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.
1. Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
2. Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?
3. У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
4. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
5. Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
6. Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись. Вы добрые дети. И мне сегодня было очень приятно с вами беседовать.