Наталья Степанова
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Эскимосы»
▼ Скачать
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно – эстетической деятельности в старшей логопедической группе2 «Говорушки»
Тема: «Народы крайнего Севера. В гостях у эскимосов».
Цель: Дать детям представление о России как о многонациональном государстве, познакомить с карой мира и особенностях географического положения России, закрепить знания о столице нашей Родины
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Эскимосы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Народы севера
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
- развивать у детей эмоциональный подход, творческие и познавательные способности, речь, память, внимание, воображение, восприятие;
- развивать навыки речевого общения;
- воспитывать уважение к малым народам, проживающим на севере нашей страны;
- побуждать детей изучать жизнь и быт других народностей проживающих на территории РФ;
- воспитывать чувство гордости, любви к своей Родине
Оборудование:
Альбомы «Национальные костюмы», «Народы мира», географическая карта РФ, фотографии «Государственная символика».
Материалы: листы А 4 голубого цвета, шаблон костюма эскимоса, кружки (для головы, бумажные корзиночки для кексов, вата (или ватные диски, клей, акварельные краски, кисточки, стаканчики-непроливайки.
Ход работы.
Чтобы понять, о чем мы с вами сегодня будем говорить, давайте расскажем сначала, что мы знаем о нашей стране. И поиграем в одну словесную игру
Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.
Словесная игра:
Наша страна называется … Россия.
Граждане России называются … россияне.
Столица России город … Москва.
Президент России … В. В. Путин.
К государственной символике России относятся…герб, гимн, флаг.
Цвета в российском флаге располагаются в следующей очередности…белый, синий, красный.
На красном геральдическом щите РФ изображен…двуглавый орел.
На груди орла в красном малом щите изображен…Серебряный всадник, Георгий Победоносец (один из самых почитаемых русских святых)
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
- Люди, каких национальностей живут в нашей стране?
Далее рассматриваем вместе с детьми карту Росси
- На земле очень много разных стран. Россия является самой большой и одной из самых богатых стран в мире. 30 морей и 2 океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. Они на карте обозначены голубым цветом. Какими еще цветами окрашена карта?
В России свыше тысячи городов, сёл, деревень.
- Какой главный город России? (Москва)
- Какие еще вы города знаете?
- Россия - многонациональная страна, поэтому поделена на федеративные республики, автономные края и округа. В них живут почти две сотни разных народов, больших и малых. Все они называются россиянами. Все они должны жить дружно, потому что у них одна страна.
- Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.)
- Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные.
- С некоторыми народами нашей страны мы с вами уже знакомились на прошлых занятиях.
- Сегодня я вам предлагаю побывать на Крайнем Севере нашей страны. (Показываю на карте). Здесь находится Северный Ледовитый океан, холодные моря.
- Какой климат здесь, какая погода? (Суровый, морозный, здесь долгая полярная ночь, короткое лето, здесь вечная мерзлота.)
На крайнем Севере зима
Заснежены просторы
Полгода вместо солнца тьма
И тускло светят звезды.
Но несмотря, что здесь суровый климат.
Север – это волшебный дом.
Тундра вся вместилась в нем
Чудеса природы, разные народы.
- Дети, назовите коренных жителей Севера. (Чукчи, нанайцы, эвенки, эскимосы, коряки, ханты, манси) Я вам предлагаю побывать в гостях у эскимосского народа. На чем мы с вами прокатимся по заснеженной тундре, вы мне скажите, отгадав загадку.
В тундре зимой без нее не на шаг
С места рванет, только ветер в ушах.
(оленья упряжка, показ иллюстрации)
- Что такое «оленья упряжка»? (Олени впряженные в сани – нарты.)
Вот, мы с вами приехали в гости к эскимосскому народу. Обратите внимание, как одеты все эти люди. Почему на них такая одежда, ка вы думаете (Потому что мы на северном полюсе. Там всегда холодно. Здесь никогда не бывает лета).
- Обитая в самых суровых условиях, на протяжении тысячелетий они создали культуру, которая приспособилась к жестокому отношению со стороны природы. Видите, снежное жилище в виде купола, называется оно – Иглу. Жилище с каркасом из камней и китовой кости дважды обкладывали шкурами оленей. Вверху оставалось вытяжное отверстие. Зимой выстраивался подземный коридор для выхода. Эскимосы занимаются рыбалкой и охотой на морских котиков, разводят собак и оленей, используя их для езды. Эскимосы охотились так же на китов, тюленей, моржей. Морская касатка считалась покровителем охотников в море. Ее изображение охотники всегда носили при себе.
- Как вы думаете, легко в таких суровых условиях добывать себе пищу?
(Нет, потому что вода на севере ледяная и дуют сильные ветры).
Сами себя эскимосы зовут инуиты.
По всему Северу их стоянки разбиты.
В Канаде, Гренландии, американской Аляске
И даже в России бывают нечасто.
Есть у слова "Эскимос" точный перевод:
"Кто ест сырую рыбу" - их так народ живет.
Эскимосы хорошо приспособлены к Северу:
Яранги из шкур они себе делают.
Могут построить дом изо льда -
Иглу зовется эта изба.
Каяк и гарпун есть для охоты:
Песцов и оленей ловить их работа.
Они мастера также рыбного лова,
Еще промышляют на зверя морского.
Эскимосы верят в духов природы.
Бьет в бубен шаман, чтоб прогнать непогоду.
Едят эскимосы и рыбу, и мясо,
А ягоды, травы здесь встретишь нечасто.
Есть обычай - "побалуй" -
Эскимосский поцелуй.
Носом к носу потереться
На морозе так согреться.
- Чтобы интересно и плодотворно завершить наше занятие, я предлагаю вам сделать вот такого симпатичного эскимоса (показываю готовый образец). Но сначала давайте немного разомнемся.
Динамическая пауза «В тундре»
Тундра, тундра, низкий лес. (Рывки согнутыми в локтях руками, затем руки на поясе наклоны в стороны)
Снег до самых, до небес! (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Правит нартами каюр, (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Мчит в ярангу он свою. (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Нарты полные добра, (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук)
- А сейчас я вам покажу и расскажу, как мы будем делать эскимоса. (работаем поэтапно)
1. На лист голубого цвета наклеиваем готовый шаблон шубки эскимоса. Раскрашиваем акварельными красками шубку и унты.
2. На картонном кружке рисуем личико эскимоса.
3. К туловищу приклеиваем бумажную формочку для кекса, а внутрь – картонное личико. Получается эскимос в пушистой круглой шапке.
4. Оформляем шубку ватой (на клей) или ватными дисками, отрывая от них маленькие кусочки.
5. Из ваты делаем снег, дорисовываем снежинки.
Эскимос готов)
Вот, что у ребят получилось)