Жанна Стригунова
Конспект этической беседы с детьми «Встречаем весну по-хантыйски»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область (образовательные области) Познавательное и художественно эстетическое развитие, социально –коммуникативная.
Возраст детей группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
Воспитательные задачи: воспитывать патриотические чувства любовь к коренным народам малой родины; познакомить детей с национальным весенним праздником народов ханты и манси «Вороний день»
Формирующие ценности: знания детей к коренным народам севера, их традициям, народным праздникам.
Мотивационный этап
Цель – формирование духовной и нравственной культуре, через знакомство с традициями народов Севера.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Весна. Беседы о весне
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Воспитатель: А сейчас, вы ребята не стесняйтесь,
Побыстрей, располагайтесь.
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку!
А точнее не сказку, а легенду!
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам поведаю одну легенду о знакомой вам птицы, а вот о какой, вы сейчас попробуйте отгадать?
Окраской - сероватая
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Кто она? (ответы детей)
Дети; Ворона.
Воспитатель демонстрирует презентацию
Данным – давно, как гласит хантыйская легенда, пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче и люди, звери, деревья застыли, замерзли. Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. И вот однажды в эти суровые снежные края, то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона.
Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. Вокруг тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Каррррр!». Её крик был таким пронзительным и громким, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились, и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины, и на земле всё ожило. Вот с тех самых пор у народа ханты и манси появился праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку природу и спасла всё живое.
И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют «Вороний День - Ворна хатл». В этот день готовят угощение вороне, поют песни, устраивают представления, игры соревнования, ходят в гости и дарят подарки. В этот день водят хороводы, повязывают цветные ленты на ветки берез, загадывая желания.
И проходит этот праздник в апреле.
ПРИМЕТЫ
1. Если первая прилетевшая ворона садиться на вершину дерева – это к большой воде.
2. Если садиться на нижнюю ветвь дерева – скоро подниматься ветер.
3. Если сразу много ворон прилетела - будет много рыбы и ягод.
4. Если эти птицы каркают всей стаей - к холоду.
5. Устроили хоровод в небе – к снегу.
6. Ворону считают вестницей жизни покровительницей женщин и детей.
Воспитатель: Почему начали народы севера отмечать этот праздник?
Дети: С ее появлением приходит весна.
Воспитатель: Какая птица прилетает в апреле и оживляет все вокруг своим громким карканьем?
Дети: Конечно ворона.
Воспитатель: Какой праздник с прилетом вороны отмечает народ ханты и манси?
Дети: Вороний день.
Воспитатель: Какой ворону считают народы ханты и манси?
Дети: Мудрая, гордая, птица, которая приносит счастье.
Воспитатель: Что готовят в этот день?
Дети: угощение вороне, поют песни, устраивают представления, игры соревнования, ходят в гости и дарят подарки.
Воспитатель: Что народы Ханты и Манси повязывают на ветки березы?
Дети: Повязывают цветные ленты на ветки берез?
Воспитатель: Если первая прилетевшая ворона садиться на вершину дерева то это предвещает?
Дети: Что будет много воды.
Воспитатель: А если много ворон прилетит?
Дети: Будет много рыбы и ягод.
Воспитатель: Кого считают вестницей жизни покровительницей женщин и детей?
Дети: Ну, конечно же, ворону.
Воспитатель: Какие вы молодцы, внимательно слушали, отвечали на вопросы, а теперь вас ждет сюрприз. Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал?
Дети: Ворона.
Воспитатель: Да у неё что-то в клюве, это письмо. Интересно, что там написано? (читает письмо).
-Здравствуйте, ребята! Я мудрая, чёрная, ворона. Мне 120 лет. Живу я
далеко на болоте. Каждый год я прилетаю со своими воронятами к людям, чтобы разбудить Весну своей «Вороньей песней». Но случилось беда! Я хотела промочить горлышко, чтобы позвать свою стаю и громко спеть нашу любимую песню, но Зима так сильно заморозила всё вокруг, что я съела снег и у меня заболело горло. Теперь мои воронята меня не услышат, и Весна не проснётся! Помогите мне!
Воспитатель: Да, ворона! У нас в саду даже самые маленькие дети знают, что снег кушать нельзя! Ребята, как же помочь вороне?
Дети предлагают варианты и решают сделать стаю ворон из бумаги и разбудить Весну «Вороньей песней» все вместе.
Дети проходят на свои места. Уточняется правила пользования клеем и ножницами. (слайд с инструкцией изготовления вороны)
Воспитатель: - Посмотрите, какая большая стая у вас получилась! (дети берут свои работы, выходят на середину группы, встают в круг и начинают зазывать Весну «Вороньей песней». (Каррррр) и закличками:
Иди к нам, весна – ясна
С солнцем тёплым,
С дождём обильным.
Принеси, весна урожай
В наш Ханты-Мансийский край!
Подводятся итоги разговора.
1. О каком празднике мы сегодня разговаривали?
2. Какай праздник с прилетом вороны, отмечают народы Ханты и Манси?
3. Какие приметы вы запомнили?
4. Кому сегодня мы с вами помогали?
5. Что народы Ханты и Манси повязывают на ветки березы?
6. А вам понравилось делать добро?
На этом наш разговор закончился, мы ещё с вами обязательно встретимся, так как национальных праздников у ханты и манси очень много.