Ирина Молчанова
Конспект экспериментальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формированияпознавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
- совершенствовать представления детей о свойствах воздуха и его значимости в жизни человека;
- активизировать и расширить словарный запас детей;
- способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе экспериментирования.
- развивать любознательность, наблюдательность, внимание, память, сообразительность; умение анализировать и делать выводы.
Публикация «Конспект экспериментальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать умение работать сообща, взаимопомощь; бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Использование ИКТ.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веера, полиэтиленовые мешочки,бумага,тазики с водой; пахучие вещества в киндер-сюрпризах.
Ход занятия.
1. Мотивация.
Дети входят в группу под спокойную музыку.
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Мы с тобою встали в круг.
«Здравствуйте!» - Все вместе скажем,
И гостям рукой помашем.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
2. Сюрпризный момент.
Ребята, смотрите, в наш детский сад пришло письмо, давайте посмотрим от кого (воспитатель и дети внимательно рассматривают конверт – на нём изображение ослика Иа).
- От ослика Иа. Прочитаем письмо?
«Здравствуйте, ребята! Недавно я был в гостях у Совы, она подарила мне воздушный шарик и почему-то сказала, что это не простой шарик, а удивительный. Ничего не понимаю, что в нем может быть удивительного, обычный воздушный шарик! Ребята, может быть, вы поможете мне понять, что в нем удивительного? Очень буду ждать вашего ответа. Ослик Иа».
- А вы знаете, почему шарик удивительный?
- А почему его называют воздушным? (Потому что внутри шарика есть воздух).
- Что вы знаете о воздухе? Хотите узнать больше?
- Как мы можем узнать о воздухе что-нибудь интересное? (из книг, Интернета, спросить у взрослых, провести опыты).
- Кто проводит опыты? (учёные). Где работают учёные? (в лаборатории).
- Поможем Ослику понять, почему воздушный шарик удивительный?
- Я предлагаю вам сегодня превратиться в учёных и поработать в лаборатории. Хотите? Тогда начнём.
Вокруг себя повернись
И в учёных превратись.
Слайд – лаборатория.
Проходят в лабораторию, одевают халаты, рассаживаются за столы.
3. Повторение правил поведения в лаборатории (слайд).
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
4. Опыт № 1.
Воздух можно увидеть.
Воспитатель:Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой).
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой).
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух).
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувные матрасы, спасательный круг, воздушные шары)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый).
Вывод: Воздух прозрачный и невидимый.
5. Опыт №2.
Воздух можно услышать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух можно услышать?
Как можно услышать воздух? (подуть в бутылочку, сдуть шарик). Если деть затрудняются, воспитатель помогает.
- Музыканты,которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит - получаются звуки).Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.
Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук). Почему возник звук (когда дрожит воздух, мы можем услышать звук).
Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
6. Опыт № 3.
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
- Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок). Правильно, ветерок - это воздух, который движется.
- Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).
Вывод: Ветер - это движение воздуха.
Слайд о ветре.
Танцевальная импровизация «Ветер, ветерок».
7. Опыт № 4.
-Что в стакане? (ничего). Смотрите фокус.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
- Что же не пускает воду в стакан? (воздух).
Опыт предлагается повторить детям.
-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
- Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Почему так происходит?
Вывод: Воздух легче воды.
8. Опыт № 5.
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А откуда берётся воздух? Из нас.
- А если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, что будет?
Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание. Долго вы смогли без воздуха находиться?
Вывод: Воздух находится внутри нас. Человек не может без воздуха.
9. Опыт №6.
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха и вкуса.
- А сейчася хочу вам показать, что воздух может иметь запах.
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели).
Дети отгадывают запахи.
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
10. Итог занятия.
Итак, уважаемые учёные, подведем итог нашей работы в лаборатории.
Я предлагаю взять 2 карточки: одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды.
- Человек может жить без воздуха.
-Ветер - это движение воздуха.
- Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
-Чистый воздух имеет запах.
Вокруг себя повернись,
И в ребятишек превратись.
- Вам понравилось работать в лаборатории? Что понравилось больше? Что получилось? А вы согласны с совой, что шарик – удивительный?
Сегодня мы с вами напишем письмо ослику Иа, в котором расскажем всё про воздух. Согласны?