Наталия Шурыгина
Конспект экскурсии в мини-музей для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Хозяюшке»
▼ Скачать +Заказ
КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ В МИНИ-МУЗЕЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«В гости к Хозяюшке».
Составила: воспитатель
Шурыгина Н. А.
Программные задачи:
-Познакомить детей со старинными предметами русского быта, используя малые фольклорные формы.
-Формировать у детей интерес к истории родного края.
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей для детей старшего дошкольного возраста „В гости к Хозяюшке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Место проведения: мини - музей группы.
Материал: предметы старины и современные предметы быта, русский народный костюм (для взрослого)
Ход занятия.
Играет музыка (рус. нар. песня «Валенки»). Дети заходят в группу, где расположен мини-музей, их встречает Хозяюшка.
Пожалуйте гости дорогие, проходите!
Веселья вам да радости!
Здравствуйте детишки
Девчонки и мальчишки
Спасибо, что мимо не прошли
К нам в гости зашли
Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь!
Проходите, красны девицы и добры молодцы.
(Дети проходят и садятся на стульчики)
У нас для каждого сегодня найдется и местечко и словечко!
Удобно ли вам гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли место хватило?
Собрались мы здесь, что бы совершить дело доброе, доброе - да нужное. Мы ребята долго собирали вещи старинные, да приборы столовые, ковры да половики домотканые которыми ещё наши прабабушки да прадедушки пользовались.
И собрали мы все эти вещи в одном месте. А место это назвали музей «Мир старых вещей». Но прежде чем начать экскурсию в музей давайте повторим правила поведения в нем.
(Дети рассказывают)
1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
2. Осмотренные экспонаты нужно положить на место.
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
4. Можно и даже нужно задавать вопросы.
5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Музей наш обустроен в виде старинной русской избы. Ребята, а вы знаете, как называется наша Родина? Раньше давным-давно наша Родина называлась Русь. Да еще прибавляли деревянная. Деревянная Русь…
Как вы думаете, почему она так называлась?
Это потому, что люди строили себе жилища из бревен. Такие дома назывались избами. И все-то в избе было деревянным: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. (Картина с изображением русской избы).
Давайте посмотрим, как выглядела изба внутри.
«По доске скоблёной белой,
Домотканый половик.
Красный угол с образами,
Золотых окладов блик.
Треск берёзовых поленьев,
В русской каменной печи.
Разместились на полатях
Ребятишки, как грачи.
У нас в избе много старинных предметов. (Рассказы детей).
Самовар.
Русские люди любили почаёвничать, попить чай из самовара, особенно после бани. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочком сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Прялка.
В старину в каждой крестьянской семье были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, то женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Лапти.
Лапти – обувь, в которой ходили крестьяне на Руси. Их плели из лыка или бересты.
Коромысло.
Это деревянная дуга с крючками на концах. На коромысле носили вёдра с водой.
Ухват.
Это длинная палка с вилкой на конце. При помощи ухвата ставили горшки и чугуны в печь.
Кочерга.
Это деревянная железная палка с загнутым концом, при помощи кочерги перемешивали дрова в печи.
Крынка.
Её делали из глины. В крынке хранили молоко.
Сейчас мы с вами позабавим, друг друга загадками, а заодно узнаем, как назывались эти старинные предметы. Отгадки ищите в загадках, все предметы у нас в избе. Если будет трудно, мы поможем.
Стоит толстячок,
Блестит бочок.
Шипит, кипит,
Всем чай пить велит
(самовар)
Чугунный Антошка,
В нем, картошка.
В печку садится,
Огня не боится.
(Чугунок)
Бывает вязаная,
Бывает сшита,
Яркая цветами
Вся расшита.
(Шаль)
Не коса, а плетётся,
Не ведро, а в неё все кладется
В лес за ягодой идём,
Эту вещь с собой берём.
(Корзина, кузовок)
«Из липы свито – деревянное корыто» (лапти)
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
«Из глины слепили
В печку посадили, обожгли
Домой принесли» (глиняный горшок)
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Чего схватит - отдаёт,
Сам в угол идёт.
(ухват)
Чёрный конь,
Скачет в огонь?
(кочерга)
Тёплая, большая, посреди избы стоит, в ней пекут пироги, и варят щи. (Печка)
А еще про печку в старину говорили так :
«Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет.
Варежки сушить поможет
Деток спать уложит»
На смену старинным предметам, которые мы с вами рассмотрели в музее, пришли современные. Предлагаю вспомнить их названия, поиграв в игру «Назови похожий предмет».
Правила: педагог называет старинный предмет, а дети – название современного предмета. Например, самовар - чайник, чугунок - кастрюля, рушник -полотенце и т. д.
Сундук - шкаф
Свеча - электрическая лампа
Чугун - кастрюля
Люлька - кровать
Половик - ковер
Печь-камин
Лавка - диван
Лапти - туфли
Хорошо мы с вами посидели, многое узнали, сами рассказали. Спасибо вам ребята, что в гости к нам в музей пришли. До новых встреч!