Наталия Асташкина
Конспект экскурсии помини-музею «Откуда хлеб к нам пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини - музей «Откуда хлеб к нам пришёл»
Актуальность:
Хлеб один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни дня. Но порой забываем, что булочки и буханки вобрали в себя труд многих людей.
Для обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий, для знакомства с трудоемким процессом выращивания и изготовления хлеба, для воспитания бережного отношения к хлебу было принято решение создать мини-музей хлеба при активном участии родителей.
Публикация «Конспект экскурсии помини-музею „Откуда хлеб к нам пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Мини-музеи
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба, уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба, о злаковых растениях
Задачи:
- Воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу;
- Воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своего народа;
- Развивать связную речь детей;
- Актуализировать и обогащать словарь детей по теме «Хлеб»;
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
Оборудование, материалы и экспонаты:
компьютер, мультимедийный проектор;
видеоролики «Как на хлебозаводе пекут хлеб», «Как растёт хлеб» (по материалам программы «По секрету всему свету»);
подборка иллюстраций о выращивании хлеба в настоящее время;
гербарии злаковых растений;
образцы зерна и крупы злаковых культур;
ингредиенты для составления теста;
народные тряпичные куклы – Крупенички;
образцы различных хлебобулочных изделий;
фотографии и сюжетные картинки на тему «Как в старину выращивали хлеб»;
макеты «Как растёт хлеб», «Мельница ветряная и водяная», «В русской избе»;
цеп (старинный инструмент для обмолота хлеба);
старинная посуда и утварь;
репродукции картин русских художников о хлебе
Сотрудничество с родителями:
Активное участие родителей в подготовке экспонатов музея, поиске материалов, обработке информации, изложении материала в доступной для детей форме.
Предполагаемый результат:
- у детей формируется бережное отношения к хлебу, уважительное отношения к труду людей;
- дети получают новые знания о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба;
- у воспитанников возникает устойчивый интерес к посещению различных музеев;
- у детей и родителей формируются навыки коллективной работы.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня в музее хлеба. Хлеб – это продукт, который мы видим у себя на столе каждый день. А знаете ли вы, откуда хлеб попадает к нам на стол?
Ответы детей
На самом деле, ребята, хлеб действительно растёт в поле. И об этом нам расскажет Дима.
Дима: (рассказывает с опорой на иллюстрации)
• Весной на поле выходят трактора. Они вспахивают землю и одновременно боронуют её, то есть рыхлят, чтобы земля стала мягкой и рыхлой.
• Затем к трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы.
• Вот появились ростки. Наступают жаркие летние дни. Всё лето созревают зёрна в колосьях на полях.
• Когда зерна созрели, начинается жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна и высыпает очищенные зёрна в грузовые машины.
• Машины отвозят зерно в специальные большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там зерно сушат и хранят.
• Из элеваторов зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку.
• Затем муку везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
• Наконец хлеб попадает в магазин. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
• Вот какой долгий путь прошло зёрнышко, чтобы превратиться в каравай хлеба!
Воспитатель: Спасибо, Дима, теперь мы точно знаем откуда к нам хлеб приходит!
А вас, ребята, я хочу пригласить в следующий зал нашего музея, где вы узнаете, из чего замешивают тесто для хлеба.
Дети знакомятся с ингредиентам для теста, затем просматривают видео сюжет о выпечке хлеба на хлебозаводе.
Воспитатель: Вот мы и узнали, как выпекают хлеб. А теперь я предлагаю вам поиграть.
Проводится дидактическая игра «Замеси тесто»
Дети выбирают из предложенных картинок с изображением продуктов только те, на которых нарисованы ингредиенты для теста.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео сюжет, о том, как растёт хлеб.
Просмотр видеосюжета «Как растёт хлеб»
Воспитатель: Конечно, у нас в детском саду хлеборобов нет, а вот специалисты, которые всё знают о хлебных растениях, имеются. Проходите в следующий зал нашего музея.
Егор и Лука расскажут нам о злаках.
Егор: (рассказывает с опорой на гербарии злаковых растений, и представленные хлебобулочные изделия)
Я хочу рассказать вам о злаках. Злаками называют зерновые растения. У этих растений есть колоски. Внутри колосков созревают зёрнышки, а из зерна делают муку для хлеба или крупу для каши.
• Это пшеница. Пшеница очень древнее растение. Ей более 10 тысяч лет. Из пшеничной муки готовят булочки, батоны, пирожные, печенье, баранки и даже макароны.
• Это рожь. Из ржаной муки пекут очень вкусный и полезный хлеб. Он так и называется – ржаной.
Черный хлебушек хорош,
Нам его подарит рожь!
• Это овёс. Из овсяных хлопьев пекут овсяное печенье и варят вкусную и полезную овсяную кашу.
Если любишь «Геркулес»,
Все болезни нипочём.
Тот, кто кашу эту ест,
Вырастает силачом!
Лука: (Рассказывает с опорой на иллюстрации и образцы круп)
• Это ячмень. Каша из ячменя называется перловой. Она очень сытная и полезная. А ещё из ячменных зёрен делают квас и даже дрожжи.
• Это рис. Говорят, что рис кормит половину человечества. Во многих странах рис – главное хлебное растение. Из риса варят каши, готовят плов, супы, салаты и много других блюд.
• Это просо. Из очищенных зёрен проса получается пшенная крупа. Из неё варят пшенную кашу.
Каша вкусная, густая,
А по цвету – золотая.
А ещё из пшенной муки пекут очень вкусные блины.
• Это гречиха, из её семян готовят крупу и муку.
Сварим в русской печке
Кашу вкусную из гречки.
И гречишные оладушки
Испечёт нам наша бабушка!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть необычные куколки. Эти куколки называются Крупенички или Зерновушки. Внутри у них крупа или зерно. В старину такие куклы делали для того, чтобы хранить высокоценные семена будущего урожая (в первую очередь семена гречихи). Таких кукол обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.
В наших куколках насыпаны различные виды крупы и зерна. Попытайтесь, потрогав пальчиками, отгадать какие крупа и зёрнышки там спрятаны.
Проводится игра «Отгадай, что внутри»
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в следующий зал нашего музея, где вы узнаете, как в старину выращивали хлеб.
(рассказ сопровождается показом экспонатов)
Представьте, что мы попали в давние времена, когда люди не придумали ещё никаких машин, когда нельзя было купить хлеб в магазине, и всё приходилось делать своими руками.
Вот огромное поле, крестьянин решил посадить здесь пшеницу или рожь.
Но сначала поле нужно вспахать. Перед тем, как начинать весеннюю пахоту, крестья-не обращались к народным приметам. Если загремел первый весенний гром, закуковала кукушка, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать.
Пахали в те далёкие времена плугом, который тянула лошадка. Затем поле надо было причесать вот такой «расческой», называется она борона. Бороной разбивали все комки, земля становилась мягкой.
Затем хлеб нужно посеять. К этому событию готовились особо: парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке и просили о богатом урожае. Первый сеятель выходил в поле босиком, чтобы проверить, теплая ли земля. На груди у него висело лукошко с семенами. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо.
Как только зернышко попало в землю, оно начинает расти.
Как вы думаете, ребята, без чего не может вырасти зерно?
(ответы детей)
Вот и выросли колоски!
Посмотрите, ребята, какими стали колосья?
(золотыми, крупными, тяжелыми, наливными)
Пора убирать урожай! В старину это делали так: мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Скошенные растения связывали в специальные вязанки - снопы. Самое главное было вовремя собрать урожай, ведь перезрелые колоски могут уронить зерна на землю, и тогда урожай будет потерян.
Дальше начиналась самая тяжелая работа, колосья нужно было обмолотить, то есть вынуть зёрнышки из колосков. Для этого брали цеп (специальное орудие труда) и били им по колоскам. Иногда эта работа затягивалась на несколько месяцев.
Затем зерно везли на мельницу, где его перемалывали в муку.
А про мельницу нам расскажет Максим.
Максим: (рассказывает с опорой на макеты и иллюстрации)
• В старину на берегах рек строили мельницы. Речная вода текла и крутила большие мельничные колёса. Колесо крутилось и двигало тяжелые каменные жернова, которые перетирали зерно в муку. Такие мельницы назывались водяными.
• А в степях ставили ветряные мельницы. Сильный ветер вращал крылья такой мельницы, а они приводили в движение жернова.
Труженица – мельница
Встала у реки.
Намели нам, мельница,
Из зерна муки!
Мельница не ленится –
Вертит жернова,
И шумит, и пенится
Быстрая вода.
Воспитатель: Вот и готова мука, можно замешивать тесто и печь хлеб. Ребята, а вы знаете, как на Руси пекли хлеб?
(рассказ сопровождается показом экспонатов музея и макета русская изба)
В старину хлеб пекли не на хлебозаводе, не в пекарне, а у себя дома. Хозяйка замешивала тесто и выпекала каравай хлеба в русской печке. Весь дом наполнялся запахом свежего ароматного хлеба!
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Русские люди всегда относились к хлебу бережно, с уважением, ведь столько сил надо было приложить, чтобы вырастить хлеб! А вы знаете, как надо относиться к хлебу?
(ответы детей)
- хлеб нельзя выбрасывать.
- хлеб нельзя крошить за столом.
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Молодцы, ребята! А наше путешествие подошло к концу. И я предлагаю вам отведать вкусный каравай!