МААМ-картинки

Конспект экскурсии помини-музею «Откуда хлеб к нам пришел»

Наталия Асташкина
Конспект экскурсии помини-музею «Откуда хлеб к нам пришел»
▼ Скачать + Заказать документы

Мини - музей «Откуда хлеб к нам пришёл»

Актуальность:

Хлеб один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни дня. Но порой забываем, что булочки и буханки вобрали в себя труд многих людей.

Для обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий, для знакомства с трудоемким процессом выращивания и изготовления хлеба, для воспитания бережного отношения к хлебу было принято решение создать мини-музей хлеба при активном участии родителей.

Публикация «Конспект экскурсии помини-музею „Откуда хлеб к нам пришел“» размещена в разделах

Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба, уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба, о злаковых растениях

Задачи:

- Воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу;

- Воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своего народа;

- Развивать связную речь детей;

- Актуализировать и обогащать словарь детей по теме «Хлеб»;

- Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование, материалы и экспонаты:

компьютер, мультимедийный проектор;

видеоролики «Как на хлебозаводе пекут хлеб», «Как растёт хлеб» (по материалам программы «По секрету всему свету»);

подборка иллюстраций о выращивании хлеба в настоящее время;

гербарии злаковых растений;

образцы зерна и крупы злаковых культур;

ингредиенты для составления теста;

народные тряпичные куклы – Крупенички;

образцы различных хлебобулочных изделий;

фотографии и сюжетные картинки на тему «Как в старину выращивали хлеб»;

макеты «Как растёт хлеб», «Мельница ветряная и водяная», «В русской избе»;

цеп (старинный инструмент для обмолота хлеба);

старинная посуда и утварь;

репродукции картин русских художников о хлебе

Сотрудничество с родителями:

Активное участие родителей в подготовке экспонатов музея, поиске материалов, обработке информации, изложении материала в доступной для детей форме.

Предполагаемый результат:

- у детей формируется бережное отношения к хлебу, уважительное отношения к труду людей;

- дети получают новые знания о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба;

- у воспитанников возникает устойчивый интерес к посещению различных музеев;

- у детей и родителей формируются навыки коллективной работы.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня в музее хлеба. Хлеб – это продукт, который мы видим у себя на столе каждый день. А знаете ли вы, откуда хлеб попадает к нам на стол?

Ответы детей

На самом деле, ребята, хлеб действительно растёт в поле. И об этом нам расскажет Дима.

Дима: (рассказывает с опорой на иллюстрации)

• Весной на поле выходят трактора. Они вспахивают землю и одновременно боронуют её, то есть рыхлят, чтобы земля стала мягкой и рыхлой.

• Затем к трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы.

• Вот появились ростки. Наступают жаркие летние дни. Всё лето созревают зёрна в колосьях на полях.

• Когда зерна созрели, начинается жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна и высыпает очищенные зёрна в грузовые машины.

• Машины отвозят зерно в специальные большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там зерно сушат и хранят.

• Из элеваторов зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку.

• Затем муку везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

• Наконец хлеб попадает в магазин. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

• Вот какой долгий путь прошло зёрнышко, чтобы превратиться в каравай хлеба!

Воспитатель: Спасибо, Дима, теперь мы точно знаем откуда к нам хлеб приходит!

А вас, ребята, я хочу пригласить в следующий зал нашего музея, где вы узнаете, из чего замешивают тесто для хлеба.

Дети знакомятся с ингредиентам для теста, затем просматривают видео сюжет о выпечке хлеба на хлебозаводе.

Воспитатель: Вот мы и узнали, как выпекают хлеб. А теперь я предлагаю вам поиграть.

Проводится дидактическая игра «Замеси тесто»

Дети выбирают из предложенных картинок с изображением продуктов только те, на которых нарисованы ингредиенты для теста.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео сюжет, о том, как растёт хлеб.

Просмотр видеосюжета «Как растёт хлеб»

Воспитатель: Конечно, у нас в детском саду хлеборобов нет, а вот специалисты, которые всё знают о хлебных растениях, имеются. Проходите в следующий зал нашего музея.

Егор и Лука расскажут нам о злаках.

Егор: (рассказывает с опорой на гербарии злаковых растений, и представленные хлебобулочные изделия)

Я хочу рассказать вам о злаках. Злаками называют зерновые растения. У этих растений есть колоски. Внутри колосков созревают зёрнышки, а из зерна делают муку для хлеба или крупу для каши.

• Это пшеница. Пшеница очень древнее растение. Ей более 10 тысяч лет. Из пшеничной муки готовят булочки, батоны, пирожные, печенье, баранки и даже макароны.

• Это рожь. Из ржаной муки пекут очень вкусный и полезный хлеб. Он так и называется – ржаной.

Черный хлебушек хорош,

Нам его подарит рожь!

• Это овёс. Из овсяных хлопьев пекут овсяное печенье и варят вкусную и полезную овсяную кашу.

Если любишь «Геркулес»,

Все болезни нипочём.

Тот, кто кашу эту ест,

Вырастает силачом!

Лука: (Рассказывает с опорой на иллюстрации и образцы круп)

• Это ячмень. Каша из ячменя называется перловой. Она очень сытная и полезная. А ещё из ячменных зёрен делают квас и даже дрожжи.

• Это рис. Говорят, что рис кормит половину человечества. Во многих странах рис – главное хлебное растение. Из риса варят каши, готовят плов, супы, салаты и много других блюд.

• Это просо. Из очищенных зёрен проса получается пшенная крупа. Из неё варят пшенную кашу.

Каша вкусная, густая,

А по цвету – золотая.

А ещё из пшенной муки пекут очень вкусные блины.

• Это гречиха, из её семян готовят крупу и муку.

Сварим в русской печке

Кашу вкусную из гречки.

И гречишные оладушки

Испечёт нам наша бабушка!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть необычные куколки. Эти куколки называются Крупенички или Зерновушки. Внутри у них крупа или зерно. В старину такие куклы делали для того, чтобы хранить высокоценные семена будущего урожая (в первую очередь семена гречихи). Таких кукол обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.

В наших куколках насыпаны различные виды крупы и зерна. Попытайтесь, потрогав пальчиками, отгадать какие крупа и зёрнышки там спрятаны.

Проводится игра «Отгадай, что внутри»

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в следующий зал нашего музея, где вы узнаете, как в старину выращивали хлеб.

(рассказ сопровождается показом экспонатов)

Представьте, что мы попали в давние времена, когда люди не придумали ещё никаких машин, когда нельзя было купить хлеб в магазине, и всё приходилось делать своими руками.

Вот огромное поле, крестьянин решил посадить здесь пшеницу или рожь.

Но сначала поле нужно вспахать. Перед тем, как начинать весеннюю пахоту, крестья-не обращались к народным приметам. Если загремел первый весенний гром, закуковала кукушка, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать.

Пахали в те далёкие времена плугом, который тянула лошадка. Затем поле надо было причесать вот такой «расческой», называется она борона. Бороной разбивали все комки, земля становилась мягкой.

Затем хлеб нужно посеять. К этому событию готовились особо: парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке и просили о богатом урожае. Первый сеятель выходил в поле босиком, чтобы проверить, теплая ли земля. На груди у него висело лукошко с семенами. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо.

Как только зернышко попало в землю, оно начинает расти.

Как вы думаете, ребята, без чего не может вырасти зерно?

(ответы детей)

Вот и выросли колоски!

Посмотрите, ребята, какими стали колосья?

(золотыми, крупными, тяжелыми, наливными)

Пора убирать урожай! В старину это делали так: мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Скошенные растения связывали в специальные вязанки - снопы. Самое главное было вовремя собрать урожай, ведь перезрелые колоски могут уронить зерна на землю, и тогда урожай будет потерян.

Дальше начиналась самая тяжелая работа, колосья нужно было обмолотить, то есть вынуть зёрнышки из колосков. Для этого брали цеп (специальное орудие труда) и били им по колоскам. Иногда эта работа затягивалась на несколько месяцев.

Затем зерно везли на мельницу, где его перемалывали в муку.

А про мельницу нам расскажет Максим.

Максим: (рассказывает с опорой на макеты и иллюстрации)

• В старину на берегах рек строили мельницы. Речная вода текла и крутила большие мельничные колёса. Колесо крутилось и двигало тяжелые каменные жернова, которые перетирали зерно в муку. Такие мельницы назывались водяными.

• А в степях ставили ветряные мельницы. Сильный ветер вращал крылья такой мельницы, а они приводили в движение жернова.

Труженица – мельница

Встала у реки.

Намели нам, мельница,

Из зерна муки!

Мельница не ленится –

Вертит жернова,

И шумит, и пенится

Быстрая вода.

Воспитатель: Вот и готова мука, можно замешивать тесто и печь хлеб. Ребята, а вы знаете, как на Руси пекли хлеб?

(рассказ сопровождается показом экспонатов музея и макета русская изба)

В старину хлеб пекли не на хлебозаводе, не в пекарне, а у себя дома. Хозяйка замешивала тесто и выпекала каравай хлеба в русской печке. Весь дом наполнялся запахом свежего ароматного хлеба!

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Русские люди всегда относились к хлебу бережно, с уважением, ведь столько сил надо было приложить, чтобы вырастить хлеб! А вы знаете, как надо относиться к хлебу?

(ответы детей)

- хлеб нельзя выбрасывать.

- хлеб нельзя крошить за столом.

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

Молодцы, ребята! А наше путешествие подошло к концу. И я предлагаю вам отведать вкусный каравай!

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.

Конспект интеллектуальной игры для старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришел?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД № 30» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Откуда к нам хлеб пришел»Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Откуда к нам хлеб пришел» Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Откуда к нам хлеб пришел»[/b] Программные задачи: • познакомить с процессом.

Конспект НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришел?». Познание (ФЦКМ) Цель: расширение знания детей о хлебе. Задачи: -уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба; -развивать умение называть.

Конспект ООД в старшей группе «Откуда хлеб пришел» (с использованием ИКТ) ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - Дать представление о последовательности выращивания хлебных злаков;.

Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел?» Конспект по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» Цель: формировать представления у детей о том, что хлеб (пшеницу, рожь) выращивают.

Конспект занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий «Откуда хлеб пришел» ВидеоКонспект занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий «Откуда хлеб пришел» Видео Конспект занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» Цель:дать представление о том, как хлеб.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Откуда хлеб пришел» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волошинский детский сад Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира «Откуда хлеб пришел» Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Откуда хлеб пришел» Программные задачи: 1. Закрепить.

Фотоотчет «Откуда хлеб пришел»Фотоотчет «Откуда хлеб пришел» Ознакомление детей с темой занятия. Чтение стихотворения Е. Кравченко «Чудесный колосок» Расскажу тебе, дружок, Про чудесный колосок. Тот,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии помини-музею «Откуда хлеб к нам пришел»
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 20:31
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии помини-музею «Откуда хлеб к нам пришел»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Асташкина (УИ 129823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД