ольга тощева
Конспект интеллектуальной игры для старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД № 30»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной познавательно - коммуникативной деятельности (интеллектуальная игра)
детей старшего дошкольного возраста
на тему «От куда хлеб пришел?»
Разработала и организовала
воспитатель Тощева Ольга
Николаевна
Публикация «Конспект интеллектуальной игры для старшего дошкольного возраста „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Формирование представлений у детей о хлебе, понимать его значение в жизни человека. Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к народным традициям и труду взрослых.
Задачи:
- закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины;
- развивать мышление детей, учить сравнивать, делать выводы;
- способствовать развитию речи детей;
- воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков;
-Расширять знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий хлебе и народных традициях.
-Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
- Расширять и активизировать словарный запас.
-Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
-Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми людьми.
-Стимулировать развитие инициативности ребёнка в речевом общении, использовании объяснительной речи
-Развивать эмоциональную отзывчивость детей, способствовать установлению добрых отношений между детьми и взрослыми.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.
3. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.
4. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е. А. – М. 1999.
5. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
6. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
7. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л
3. Рыжова Н. А. Почва — живая земля. М. : Карапуз-Дидактика, 2005.
4. Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
Ход
Дети стоят в полукруге
Воспитатель: Ребята я хочу вам загадать загадку:
«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка». (Изба, в избе печка,а в печке пироги)
Воспитатель :Что было главным в избе? (Главной была печь) Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. В старину говорили «Печи нет – жизни нет» Как вы думаете,почему так говорили?
Дети:(Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки, на печи можно было спать)
Воспитатель:- Как еще в старину про печку говорили?
Ребенок: Русской печи нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель:-Ребята,скажите,а какую ещё пользу приносит печь? (в ней пекут хлеб)
-Правильно!
-А вы знаете откуда появился хлеб? Ваши предположения? (ответы детей)
-А хотите узнать легенду, как появился хлеб на земле?
Рассказ воспитателя. (По презентации картинок)
Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся,вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками и стал есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел,и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Увидев его живым и невредимым,люди удивились, а он рассказал им о чудо – колоске. С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо –зернышки. Позднее они начали эти зёрна размельчать,подсушивать на камнях и питаться этим.
Не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились ради хлеба на земле!
Откуда он берется? И чем славен славен он, вы знаете ребята,что –нибудь о нем (Да)
А вот сейчас мы это и проверим.
-Я хочу вас пригласить на викторину, где мы и выявим какая из команд имеет больше знаний о хлебе.
-Для начала нам нужно разделиться на команды. Делать мы это будем с помощью жеребьевки. (карточки с квадратом и кругом)
Каждый правильный ответ принесёт команде одно зёрнышко, у которой команды больше зёрнышек, та команда и выиграла.
Итак, команды сформированы и первым будет заданием будет придумать название команды и выбрать капитана.
1. Конкурс «Название команды»
Дети,придумав название,декламируют его всей командой.
2. Конкурс «Кубик –рубик» Суть этого конкурса заключается в следующем: На каждой стороне куба картинка,в которой заключено особое задание. дети бросают куб и выполняют задание выпавшее на одной из сторон куба.
Темы сторон куба :
• Загадки про хлеб;
• Отгадай сказку в котором говорится о хлебе;
• Вопросы про хлеб;
• Продолжи пословицу про хлеб;
Загадки про хлеб :
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука);
Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет (комбайн)
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)
Сказочные загадки про хлеб.
«Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб, только в праздник его есть!»
Кто испек этот хлеб?
(Василиса Премудрая – Царевна лягушка)
Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог, что ни повернет — все блин да пирог! И накормила старика. (ПЕТУШОК - ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК И ЖЕРНОВЦЫ)
А Машенька из короба опять:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (МАША И МЕДВЕДЬ)
Катится,катится,а на встречу ему лиса….(колобок)
Продолжи пословицу:
Земля – матушка, (а хлеб – батюшка.)
Хочешь есть калачи –(не лежи на печи.)
Плох обед, (коли хлеба нет.)
Ржаной хлебушко – (калачу дедушка»)
4. Конкурс: «Сложи последовательность» Дети должны выложить последовательность выращивания хлеба в старину и в современной жизни.
5. Конкурс: «Барабан» На барабане наклеены картинки,относящиеся к теме хлеб. Дети крутят барабан,на котором выпадает картинка, которую они должны объяснить.
(серп, мельница, сноп, комбайн, каравай, сито)
6. Конкурс : ТРИЗ «Если бы хлеб был волшебным»
Задача детей придумать волшебные свойства хлебу.
7. Конкурс : «Хлебный ребус»
Дети должны отгадать ребус называя первую букву слова на картинке,записать её ниже. Кто первый запишет и прочитает слово, тот и побеждает.
(Слово –ватрушка)
Итак подведем итог, посчитаем зернышки у каждой команды. Определим победителя и вручим медали «Знатоки хлеба"