Елена Вихляева
Конспект экологического занятия с элементами ТРИЗ в старшей группе
▼ Скачать
Конспект экологического занятия с элементами ТРИЗ в старшей группе
Составила воспитетель МБДОУ 121 – Вихляева Елена
Программное содержание.
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
уточнить представления о пользе насекомых.
Публикация «Конспект экологического занятия с элементами ТРИЗ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
3. Воспитательные задачи:
формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материал к занятию. Модель муравья, аудиозапись “Голоса птиц”, картинки из серии “Насекомые”. Игрушки (паук, жук, муравей). Разрезные картинки “муравей набор веточек для изготовления муравейника.
Ход занятия
Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Однажды я была в лесу. Мне повстречался муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был? (Показ игрушки муравья).
Дидактическая игра “Собери картинку из частей”
Каждый ребенок собирает картинку “муравей” из отдельных частей.
Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом и понаблюдать за его путешествием?
Ответы детей.
Воспитатель. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку. Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди. (Под музыку весело шагаем к речке).
Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?
Ответы детей.
Проводится Физкультминутка
Дети имитируют, как они переплывают через речку.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе — раз, это брасс,
Один, другой — это кроль.
Все как один — Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой!
Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки.)
Загадки
Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
— Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это – (Оса!
На травинке возле ног
Заметался огонёк,
Но недолго он горел —
Вместе с ветром улетел. (Мотылёк)
Разрешенья не спросил,
Подлетел — и укусил! (Комар)
Кружится, летает.
Где присядет, незадолго,
Дырку оставляет!
Шерсть ей, будто шоколад,
Сладкий, для ребенка!
В доме ей никто не рад —
Маленькой плутовке!
Есть она и пищевая,
Точит хлеб и крупы,
Ей не вкусна только соль.
Кто ж она, детишки? (Моль)
Воспитатель. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда “насекомые” - от слова “насекать”.
Выставляется мнемотаблица.
У насекомых три части тела, шесть ног, цикл развития включает: яйцо, куколка, гусеница, взрослое насекомое.
Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: “Трудолюбив, как пчела”. “Назойлива, как муха”.
Дидактическая игра “Хорошо - плохо”
Воспитатель. Ребята, мы проделали большой путь, но так и не нашли домик муравьишки.
Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите жучка. (Дети подпрыгивают, ловят.)
Игра “Поймай жучка”
Воспитатель. Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья, он около трех берез, растущих вместе?
Жук. Знаю, и выручу вас. Только объясните мне, чем похожи и чем нет: стрекоза и вертолет; бабочка и воздушный шарик; паук и ткач; жук и трактор.
Ответы детей.
Жук. А домик-муравейник только что кто-то сломал!
Дети находят разбросанные спички или веточки, палочки.
Воспитатель. Кто же это сделал?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей.
Дети складывают палочки и строят домик.
Воспитатель. Ребята, а кого поставим для охраны домика?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте придумаем фантастическое насекомое.
Дидактическая игра “Лимпопо”
Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?
Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.
Воспитатель. Вот какое сказочное животное у нас получилось. Теперь дом муравьишки под надежной охраной.
Муравей благодарит детей за помощь, в подарок раздает игрушки насекомые.
В конце занятия воспитатель читает стихотворение про муравья:
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жука, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.