Надежда Чернова
Формирование доброжелательного отношения дошкольников друг к другу посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование доброжелательного отношения дошкольников друг к другу средствами игры
Нами, воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания.
Ш. А. Амонашвили.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей — важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками.
Публикация «Формирование доброжелательного отношения дошкольников друг к другу посредством игры» размещена в разделах
Проблема развития доброжелательных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научных исследований многих педагогов и психологов. Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов – Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой и др.
Следует подчеркнуть, что знание ребёнком моральных норм и правил хотя и ориентирует его на выбор морально ценных поступков, далеко не всегда определяет следование им в реальном поведении. Отсюда вытекает первоочередная задача формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты. Большая роль в этом направлении отводится педагогу. Он должен стать для детей ориентиром, эталоном доброты, понимания, сочувствия. То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить правильность поступка ребёнка, похвалить, подбодрить или высказать своё негодование, огорчение, зависит результат работы. Следующим моментом для решения задачи по формированию доброжелательных отношений среди сверстников является создание в группе эмоционального комфорта для каждого ребёнка, когда он ощущает на себе заботу и внимание педагога, чьё общение с ребёнком становится ведущим средством достижения благоприятного климата в группе. Немаловажную роль в этом играет скрининг взаимоотношений детей друг с другом. Он поможет выявить детей, пользующихся популярностью, авторитетом среди сверстников и детей незаметных, стеснительных, замкнутых, отвергнутых.
Созданию благоприятного климата в группе способствуют эмоциональные паузы: «Смешные человечки», «Встреча с другом», игры — знакомства : «Назови себя», «Угадай, чей голосок?», «Назови ласково», «Чей ботинок?», ритуалы приветствия: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Друзья», этюды, пальчиковые и коммуникативные игры : «Найди пару», «Поменяйся игрушкой», «Передай цифру, передай букву» и т. д. Эти мероприятия целесообразно проводить в утренние отрезки времени. Они создают атмосферу доброжелательности, комфорта, благополучия.
Игротерапия, сказкотерапия направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. При неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте может нарушиться полноценное интеллектуальное развитие его личности, поскольку благополучие отношений ребенка со сверстниками непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.
Большую роль на комфортное и благополучное пребывание детей в группе оказывает предметно-развивающая среда. Создание различных центров и уголков благоприятно скажется на эмоциональном состоянии детей. В прихожей можно сделать уголок «Моё настроение», где каждый ребёнок с приходом в детский сад, будет оценивать своё настроение, и педагог группы при необходимости сможет помочь ребёнку. Хорошо зарекомендовали себя уголки: «Ребёнок недели» и «Домик добрых дел».
В работе с детьми по формированию гуманных чувств традиционными остаются такие формы работы как : игры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование считалок и мирилок, рассматривание картинок, иллюстраций и альбомов о хороших и плохих поступках, обсуждение проблемных ситуаций.
Ни для кого не секрет, что семья является первым социальным институтом формирования личности ребёнка, в ней закладывается фундамент его нравственности. В семье ребёнок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умения общаться с людьми, осваивает нормы культуры поведения, становится членом семейного коллектива. У родителей есть уникальный педагогический потенциал — это сила их примера, авторитет. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что отношения между членами семьи строятся на любви, уважении, симпатии, доверии, взаимной привязанности. Задача педагога состоит в том, чтобы родители стали полноправными партнёрами, заинтересованными в результате.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие, также, чтобы они смогли порадоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся им и в дальнейшей жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.