Гайнетдинова Дания
Из опыта работы «Навстречу друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Гайнетдинова Д. Р.
инструктор по физической культуре
МБДОУ НШДС № 71 г. Нижнекамск, Республика Татарстан
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Воспитать здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.
Нашу начальную школу - детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения посещают дети, с различными видами глазных заболеваний, нуждающиеся в социальной адаптации.
Публикация «Из опыта работы „Навстречу друг другу“» размещена в разделах
Как правило, многие дети, с нарушенным зрением, слабо развиты физически и имеют отклонения в общем состоянии здоровья. Отмечается связь нарушения зрения с такими заболеваниями, как хронический тонзиллит, рахит, ревматизм и тяжелые инфекционные заболевания.
Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть ребенку, и высокая общая суммарная нагрузка предъявляют повышенные требования к его работоспособности, физическому развитию и двигательной подготовленности.
Исследованиями врачей и физиологов доказано, что развитие детей и подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит только при оптимальном объеме движений. Известно, что недостаток движений является одной из причин нарушения осанки, появления избыточной массы тела, ухудшения зрения.
Нарушения осанки у слабовидящих мальчиков составляет 59, 2%, у девочек 58%, тогда, как у нормально видящих соответственно 20% и 14%, поэтому у первых значительно больше число простудных заболеваний.
Наше учреждение работает над этой проблемой на протяжении 16 лет. Усилено внимание педагогов к увеличению двигательной активности детей за счет постановки всех видов физкультурно–оздоровительной работы : гимнастики, коррекционных занятий, физкультурных минуток, ежедневных прогулок на свежем воздухе, ежемесячных дней здоровья, физкультурных досугов и развлечений.
Но не только недостаток движений влияет на физическое здоровье детей. Оно неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Сложившаяся социально – экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых, наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Существуют высказывания исследователей, что нарушения эмоциональных контактов с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.
Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. Отсутствие эмоционально – психологического благополучия может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений.
Поэтому в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться не только дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, но и семья, включая всех его членов.
Не все родители осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка. В каждой второй семье дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки.
Обсудив данную проблему с педагогами и специалистами (психологом, учителями – дефектологами, инструктором по физической культуре, мы решили активизировать работу в сторону гармонизации детско-родительских отношений.
Определили цель работы :
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей;
- эмоциональное сближение детей и родителей;
- формирование здорового образа жизни.
Для достижения цели сформулировали задачи:
- систематическое взаимодействие с семьей в процессе физического воспитания, посредством устойчивого интереса детей к занятиям физкультурой, спортом и здорового образа жизни;
- способствование обогащению и углублению знаний друг о друге родителя и ребенка;
- расширение у родителей опыта действенного выражения своего отношения к ребенку;
- осознание родителями значимости положительного эмоционально-тактильного контакта для психофизического и личностного развития детей;
-развитие и совершенствование функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии и качеств личности участников занятий и развлечений.
В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Но мы решили использовать двигательно-игровую деятельность: физкультурные занятия, досуги и развлечения. Ничто так не сближает родителей и детей, как совместные мероприятия в детском саду. В работе принимают участие воспитатели, педагог–психолог, инструктор физкультуры, воспитатель татарского языка, музыкальный руководитель. Изучено много методической литературы, на которую мы опираемся в процессе работы. Это такие издания, как:
- «Организация двигательной деятельности детей в детском саду»; Харченко Т. Е. Детство-2009г.
- «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания»; Пересадина Ю. Е., Казимирова Н. В. №2, 2008г. ;
- «Новые формы работы с родителями воспитанников»; Джемакулова Б. А., Козлова М. Н. №2, 2007г.
- «Этапы педагогического взаимодействия детского сада с семьей в физическом воспитании дошкольников»; Прищепа С. С. №2, 2008г;
- «Влияние ДОУ и семьи на формирование здорового образа жизни дошкольников»;Хайдарова В. А. №3, 2009г;
- «Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей» Дьякова Т. А ; №2, 2009г.
- «Навстречу друг другу» психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ»; методические рекомендации, 2-е издание. Данные методические рекомендации и психолого–педагогическую технологию мы решили взять за основу, поэтому наша работа получила название «Навстречу друг другу».
В физкультурные занятия и развлечения включаем упражнения и игры, которые педагоги сами сочиняют, подбирают, игра «Клумба», упражнения на ориентировку в пространстве «Иди туда, куда скажу». Стараемся, чтобы они были доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком; разнообразны по физическому воздействию; обеспечивали тактильный контакт.
Направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей; помогали решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Не забыли и про национальную сторону воспитания. В совместных детско-родительских занятиях и развлечениях используем игры богатого народного наследия.
Детям и родителям очень нравятся парные контактные физические упражнения «Качели», «Обезьянка», при выполнении которых, взрослый обнимает ребенка; подвижные игры «Поймай мяч», «Прыжки вдвоем»; танцевальные упражнения «Помирились», «Стекляшки»; психофизиологические техники релаксации «Колыбельная», когда мама укачивает своего ребенка под колыбельную мелодию.
Физкультурные занятия проходят в спортивном зале, досуги и развлечения в музыкальном зале детского сада.
Очень интересно проходят праздники с родителями, которые способствуют активизации позиции родителей в области совершенствования физического развития детей.
Спортивные досуги и развлечения постоянны для нашего учреждения, они помогают приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности.
В организации спортивных праздников, досугов принимают участие музыкальные руководители, они помогают подобрать музыкальный репертуар. Учителя – дефектологи помогают распределить литературный материал, воспитатель татарского языка помогает детям разучить песни и стихи на татарском языке, педагог – психолог советует, какие психологические игры и релаксационные упражнения включить в содержание праздника или развлечения
Работа с семьей – сложная задача, как в организационном, так и в психолого – педагогическом плане. Диалог с родителями на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей, помогает создавать такую ситуацию сотрудничества, где родитель – равноправный партнер.
Работа в данном направлении продолжается, и посей день. Пройденный этап показал, что со стороны родителей появился интерес к совместной двигательно – игровой деятельности на физкультурном занятии и развлечениях. Активность и стремление родителей к внутренней перестройке и коррекции своих отношений с ребенком в направлении эмоционального сближения. Эта работа оказывает влияние не только на эмоциональное сближение родителей и детей, но и взрослых (родителей, воспитателей). Она способствует улучшению здоровья по всем показателям. Об этом говорят показатели заболеваемости учреждения, они снижаются.
Ощущение ребенком своей значимости, защищенности, любви со стороны взрослых способствует внутренней комфортности, что положительно отражается на соматическом уровне.