Элла Прокопенко
Конспект викторины «Знатоки природы» по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект викторины «Знатоки природы» (ОО Познавательное развитие) для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
способствовать обобщению знаний детей об окружающем мире, через проведение экологической викторины
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект викторины „Знатоки природы“ по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире (ОО Познавательное развитие)
- закреплять правила поведения в природе (ОО Познавательное развитие)
Развивающие:
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление (ОО Познавательное развитие)
-развивать диалогическую, монологическую речь; способствовать обогащению словаря (ОО Речевое развитие)
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре (ОО Социально-Коммуникативное развитие)
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе (ОО Познавательное развитие)
Материалы и оборудование:
эмблемы участников команд, задания для конкурсов, фишки за правильные ответы, раздаточный материал, медали для награждения, стулья по количеству детей, мультимедийное сопровождение.
Методы и приёмы:
Словесный, игровой, практический, наглядный.
Рассматривание, вопросы к детям, пояснение, игровой прием, напоминание, активизация словаря, показ.
Предварительная работа:
Чтение познавательной и художественной литературы, картотека игр экологической направленности, рассматривание наглядного материала
Ход:[/h4]
Воспитатель:
Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и здороваться начнем!
Природа –это наше самое большое богатство, сберечь его надо и для будущего поколения. Это наш долг и задача. Человек-это часть природы. Чтобы сохранить и охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому, девочки и мальчики, приглашаю вас сегодня принять участие в викторине «Знатоки природы». Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками. Мы должны сделать все, чтобы не допустить исчезновения ни одного вида растений и животных.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Воспитатель: Ребята, в викторине примут участие две команды. Это команды «Лесной патруль» и «Друзья природы». Давайте выберем капитана от каждой команды.
Дети делятся на две команды, и выбирают капитанов.
Воспитатель: Оглашаю правила викторины:
1. Вопросы надо выслушивать внимательно.
2. Не подсказывать, не выкрикивать.
3. Если готовы отвечать, поднимайте руку.
В нашей игре-викторине 8 туров, задания будут даваться командам. За каждый правильный ответ команда будет получать фишки (показывает). В конце игры мы их посчитаем, и определим победителя. Желаю всем вам удачи!
1 тур - «Представление команд» (название, девиз команды).
Воспитатель: А теперь - представления команд. Приветствуем команду «Лесной патруль» (капитан)
Девиз: Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!
Воспитатель: Приветствуйте, команда «Друзья природы» (капитан)
Девиз: Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!
2 тур - «Разминка» (блиц-опрос).
Воспитатель: Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. Слушаем внимательно!
1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает еж зимой? (спит)
3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
4. Сколько ног у паука? (восемь)
5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
12. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
13. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
14. Что такое зеленый покров земли? (трава)
15. Кувшинка растет в лесу? (нет)
16. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
17. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник)
18. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет, колючий. (шиповник)
19. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)
20. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)
21. Камень относится к живой природе? (нет)
22. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)
23. У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, клен)
24. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
25. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)
26. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
27. Как называется самая маленькая птица? (колибри)
28. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)
29. Ворона, скворец, воробей, ласточка – это? (птицы)
30. У какого дерева белый ствол? (береза)
Воспитатель: С заданием все справились, молодцы! Дети, чтобы быть настоящими знатоками природы, нужно знать правила поведения в природе. Следующий конкурс называется…
3 тур - «Как вести себя в природе» (ситуации для каждой команды).
1-я ситуация для команды «Лесной патруль».
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Воспитатель: Правильно ли девочки поступили?
Дети: Не правильно, птенцу нужна забота его родителей, а у человека он погибнет
1-я ситуация для команды «Друзья природы».
Две сестрички гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Воспитатель: Правильно ли поступили девочки?
Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут
2-я ситуация для команды «Лесной патруль».
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Воспитатель: Правильно поступил мальчик?
Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могу погибнуть
2-я ситуация для команды Друзья природы».
После дождя дети вышли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червяков!
- Давайте соберем их и посадим в банку, пусть в ней живут!
Оставляют банку с червями закрытой.
Воспитатель: Правильно ли поступили дети?
Дети: Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе: они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные
Воспитатель: А сейчас переходим к следующему конкурсу, я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.
4 тур - «Подбери слово».
1. Лес может быть густым, а может быть и … (редким)
2. Волк – зверь большой, а ежик … (маленький)
3. Лось могучий, т. е. какой? (большой, огромный, крупный, великий)
4. Весна бывает ранняя, а бывает и … (поздняя)
5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (горькие)
6. Январь год начинает, а декабрь … (его заканчивает)
7. Декабрь год заканчивает, а зиму … (начинает)
8. Морозная зима, а лето … (жаркое)
9. Окунь – это рыба, а жаворонок это … (птица)
Воспитатель: Молодцы ребята, команда «Лесной патруль» справилась с заданием! А теперь переходим к команде «Друзья природы»
1. Зима – холодная, а лето … (жаркое)
2. Заяц – дикое животное, а кролик. (домашнее)
3. Береза лиственное дерево, а сосна … (хвойное)
4 Опенок – съедобный гриб, а мухомор … (ядовитый)
5. Море – соленое, а река … (пресная)
6. Клубника крупная, а малина. (мелкая)
7. У волка хвост длинный, а у медведя … (маленький)
8. Заяц травоядное животное, а лиса … (хищное)
9. Длинный день, а ночь … (короткая)
Воспитатель: Команда «Друзья природы», вы тоже большие молодцы, справились с заданием
!
Физ минутка:
По утрам морозы, (согревают теплым дыханием пальцы (произнося на выдохе «Я-а-а…»)
В рощах желтый листопад. (плавные движения кистей рук сверху вниз)
Листья около березы (присаживаются и «ворошат»)
Золотым ковром лежат. (воображаемые листья)
5 тур - «Найди родственников среди животных».
Каждой команде выдается конверт с изображениями животных диких и домашних. Игрокам нужно разложить картинки по парам: «дикое - домашнее» и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Среди диких животных можно найти их сородичей домашних, потому что когда – то они произошли от одного вида
кабан – свинья;
корова – бизон;
кролик – заяц;
собака – волк;
кошка – лев;
коза – горный козел;
овца – дикий баран;
лошадь – зебра;
Воспитатель: Вот мы и добрались до следующего тура. Дети, вам предстоит угадать животных по описанию, если вы дадите правильный ответ, то животное появится на интерактивной доске.
6 тур - «Угадайте по описанию».
Воспитатель: 1. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
Дети: еж
Воспитатель: 2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Дети: заяц
Воспитатель: 3. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.
Дети: лис
Воспитатель:4. У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это?
Дети: медведь
Воспитатель: Молодцы ребята, всех животных отгадали. Следующий тур «Угадай, от кого письмо»
7 тур - «Угадай от кого письмо».
Воспитатель: Дети, нам передали лесные письма - сорока принесла. Но почему-то животные забыли под ними подписаться, ваша задача догадаться от кого письма.
1 письмо: Тому, кто найдёт мой хвост,
Оставьте его себе на память.
Я успешно выращу новый.
Дети: ящерица
2. письмо: Прошу разбудить меня весной.
Приходить лучше с мёдом.
Дети: медведь
3 письмо:. Из птенцов за короткое время
Сделаю птиц высокого полёта.
Прошу учесть, что занятия
Провожу только ночью.
Дети: Сова
Воспитатель: 4. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.
Высиживайте моих птенцов.
Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.
Желаю счастья в личной жизни.
Дети: кукушка
8 тур - «Путешествие по планете Земля» (глобус).
Воспитатель: А теперь предлагаю командам отправиться в путешествие по нашей планете Земля.
Какие цвета преобладают на нашей планете? (
Дети: голубой, зелёный, жёлтый, коричневый
Воспитатель: Больше всего на планете голубого цвета – так изображена Вода. А еще на планете есть коричневый, зелёный, жёлтый цвета – это Суша (пустыни, леса, горы). Многие животные приспособились к водной среде и населили моря, реки, озера, а другие привыкли обходиться почти без воды и стали жителями суши. Участнику команды необходимо определить, какие животные живут в воде, какие на суше. Каждый участник берёт одну карточку и несёт на своё поле. Команда «Лесной патруль» – расселяет животных на суше, а команда «Друзья природы» – на воде.
(Работа с карточками, на которых изображены животные)
Подведение итогов.
Дорогие дети, наша викторина подошла к концу. Вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы». Давайте посчитаем количество фишек, в каждой команде и определим победителей.
(Воспитатель вместе с детьми подсчитывает фишки и все вместе определяют победителей)
Происходит награждение, вручение медалей.
Воспитатель: Вы большие молодцы. Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!