Светлана Шевченко
Конспект НОД в средней группе «Опыты со светом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД кружка «Почемучки» в средней группе «Солнышко»
Подготовил воспитатель: Шевченко С. В.
Дата: октябрь 2018г.
Тема: «Опыты со светом».
Задачи по образовательным областям:
"Познавательное развитие"
(развитие познавательно-исследовательской деятельности)
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Опыты со светом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- дать понятие о возникновении света и тени;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше;
- понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;
- способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- воспитывать самостоятельность, активность.
"Социально-коммуникативное развитие"
(социализация, развитие общения, нравственное воспитание)
- учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;
- обращать внимание на хорошие поступки друг друга;
- напоминать о необходимости вежливо выражать просьбу, благодарить за услугу;
"Речевое развитие"
- обсуждать информацию о предметах, явлениях, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения;
-активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;
"Развитие игровой деятельности"
-играть в игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов;
-развивать наблюдательность.
Словарная работа: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран,, прозрачные пакет, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.
Ход:
Ребята! Сегодня мы будем играть со светом. Отправимся путешествовать. Видим коробку, она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в коробке.
Смотрят дети, ничего не видят.
- Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).
Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
В коробке картинка: звездное небо, луна.
- Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)
Воспитатель сообщает детям: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.
- Что является главным источником света для нас днем? (Солнце). А ночью? (Луна).
А что помогает видеть нам вечером? (Лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).
- Правильно, значит: свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.
Игра «Свет бывает разный»
Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы : свет в природе, искусственный свет, т. е. изготовленный людьми.
Путешествие продолжается. Возможно, мы будем двигаться при свете, а возможно, и в темноте. А что нам поможет двигаться в темноте? (Фонарики). Давайте возьмем с собой фонари.
Давайте вспомним правила пользования фонариком.
Дети: включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться.
В. А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
В путь мои друзья (вдруг гаснет свет).
-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.
Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке).
-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (Ярко).
-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (Наверху будет свет).
-На что похож свет от фонариков?
-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (Свет уменьшится)
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (Дети поднимают руку с фонариком вверх – света становится больше).
-Свет рассеивается. Давайте повторим слово: рассеивается.
-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет).
-Ребята, а как теперь светят фонарики? (Тускло).
-Когда светло, фонарики можно выключить.
Воспитатель подходит к столу с разными предметами:
-Посмотрим, что это за предметы, ребята! (Тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги)
-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет).
-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать
сквозь дощечку? (Ответы детей).
Проводим опыты :
дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.
-Давайте попробуем, что получится? (Свет не проникает).
-А почему?
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
-Через какие предметы свет проходит?
-А через какие предметы свет не проходит?
Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.
В путь, мои друзья (на пути настольная лампа).
-Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (Ответы детей).
-Дети, как вы думаете, от чего света будет больше : от лампы, свечи или моего фонарика? (Ответы детей).
-Давайте проверим. А что для этого нужно сделать? (Включить свет).
-Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (Включить в розетку).
-А фонарик тоже включаем в розетку? (Нет, у него есть батарейки).
Опыт «Что дает больше света?
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка. Ребята сравнивают
яркость света.
-Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа.
-Ребята, на основе игры света и тени люди придумали теневой театр.
«Теневой театр».Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
Игра «Угадай сказку» (по тени).
Показ сказки «Заюшкина избушка».
Наше путешествие закончено, спасибо всем за активное участие в экспериментах.