Кристина Нисапова
Конспект занятия в подготовительной группе «Зима» для старших дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию речи
Для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
«Составление описательного рассказа «Зима»»
Цель: развивать связную монологическую речь детей посредством мнемотехники в ходе составления описательного рассказа.
Задачи:
1. коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять описательный рассказ о зиме с опорой на схему описания.
2. коррекционно-развивающие:
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- активизировать словарь детей по теме «Зима»;
- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественно числа;
- развивать умение подбирать однокоренные слова;
- развивать умение составлять предложения;
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
3. коррекционно-воспитательная:
- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Сядет на место тот, кто назовет признак зимы.
2. Введение в тему.
Логопед: Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Что вы можете рассказать о ней? Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ о зиме и ее приметах.
3. Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым и пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег» :
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые… (снежинки)
На поселки, на лужок
Все спускается … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… (снегопад)
И бегут наперегонки
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
На снегу – то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
4. Игра «Скажи ласково».
Логопед: Сейчас я буду бросать вам мяч, и называть слова, а вы будете его ловить и называть эти слова ласково.
Речевой материал: Снег – снежок, ветер – ветерок, сугроб – сугробик, холод – холодок, лед – ледок.
5. Игра «Скажи, чего нет?»
Логопед: Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад) А нет чего? (Снегопада).
Речевой материал: снег – нет снега, вьюга – нет вьюги, метель – нет метели, сугроб – нет сугроба, лед – нет льда.
6. Игра «Составь предложение».
Логопед: Зима – одно из красивых времен года. Давайте составим красивые предложения. Я буду называть вам слова, а вы составьте из них предложения.
Речевой материал: Снег, выпал, белый, пушистый.
Холодная, зима, наступила, снежная.
Из, дети, горку, снега, сделали.
Дорожки, ребята, от, чистят, снега.
Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.
7. Знакомство со схемой описания.
Логопед: Схема поможет нам составить рассказы о зиме. Давайте ее рассмотрим.
Логопед подробно знакомит детей с каждой частью схемы.
8. Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Выпал беленький снежок.
Соберемся мы в кружок. (становятся в круг)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех. (машут руками перед собой)
Руки в стороны, по швам -
Снега хватит нам и вам. (разводят руки в стороны, опускают «по швам»)
9. Составление детьми описательных рассказов по схеме.
Логопед: Ребята, сейчас мы будем составлять рассказ о зиме, подсказывать нам будет таблица – помощница.
Примерный рассказ: Белая и холодная пришла на землю зима. Небо покрыто серыми облаками, солнце светит, но не греет. Часто идет снегопад. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно, и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как закружит метель, оставляя глубокие сугробы. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые. Трудно зимой бывает животным и птицам. Но звери холода не боятся, от лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Птицам нередко бывает зимой голодно, поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают в них корм. С наступлением зимних холодов люди одеваются теплее, чем одевались осенью. Дети любят зимой лепить снеговиков, кататься с ледяной горки, кататься на лыжах и коньках. Зима – волшебное время года!
10. Итог занятия.
Логопед: О каком времени года говорили на занятии? Назовите первый, второй и третий месяц зимы.