Ирина Царева
Конспект занятия по познавательному развитию «До свидания, зима!» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по познавательному развитию.
Тема: «До свидания зима!»
Цель: Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.
Задачи.
- Обобщать представления детей о временах года зима, весна.
- Называть признаки и приметы зимы, весны; знание зимних и весенних месяцев.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „До свидания, зима!“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Активизировать словарь детей: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи уменьшительно ласкательные существительные.
- Развивать умение правильно строить сложносочиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
- Способствовать формированию у детей бережное отношение, любовь к природе, интерес к художественному творчеству.
Материал и оборудование: Экран, мольберт, магнитики, зимние и весенние пейзажи, аудиозапись звуков зимы и весны, картинки для загадок, игрушка «Медвежонок», эмблемы - солнышко, тучка, нарисованное голубое небо, мяч, бочонок с медом, капелька.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом, воспитатель в центре, лицом к детям.
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
В центре круга соберемся,
Раз, два, три.
И на место все вернемся,
Раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Белым платьем все накрыла,
В ней и холод, в ней и сила,
То сурова, то прекрасна,
Дома не сиди напрасно.
Снег, веселье, кутерьма.
Вот что дарит нам.
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно ребята это время года зима. Ребята, с приходом зимы, что происходит в природе? Как вы думаете?
Дети: Становится все вокруг белым, чистым, искрящимся, все становится как в сказке. (Воспитатель предлагает детям подойти к экрану).
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
Слышно в месяце волшебный
Новогодний перезвон.
Этот месяц зимний - первый,
Но в году последний он.
Дети: Декабрь. (На экране появляется картинка декабря месяца).
Воспитатель: Правильно - это декабрь. Ребята, а что вы знаете о Декабре? Дети: Первый зимний месяц, сильные морозы, зима начинается, год кончается, ночь длиннее дня.
Воспитатель: Загадывает загадку о следующем месяце?
Этот месяц год начнет
И морозы принесет,
Нам подарит Рождество
И Крещенья торжество.
Дети: Январь. (На экране картинки Января месяца).
Воспитатель: Правильно - это Январь. А что вы знаете об этом месяце?
Дети: Январь,продолжает зиму и начинает новый год, на улице метут метели, идет снег и очень холодно.
Воспитатель: Загадывает загадку о последнем зимнем месяце?
Кто борьбу с весной ведёт?
То морозит, то метёт.
Снега месяцу не жаль,
Третий сын зимы –.
Дети: Февраль. (На экране картинки Февраля месяца).
Воспитатель: Вьюги да метели под февраль полетели, самый снежный, переменчив, он дружит с метелями, буранами. А знаете, как ещё называют февраль? «Бокогрей»? Кто нибудь из вас знает почему? Так как все животные дикие и домашние выходили греть бока на солнце, которое начинало сильнее пригревать, да и люди не прочь были погреться днем. Выходили на улицу, чтобы порадоваться первому теплу, а вечерами грелись возле печки.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами вспомнили обо всех зимних месяцах. Теперь вы знаете, какая бывает зима. А чтобы подтвердить свои знания, предлагаю поиграть в игру «Волшебница зима».
Правила игры: Нужно передать снежинку соседу и сказать какая зима : снежная, серебристая, пушистая, холодная, морозная, белая, лютая, разная, нежная, игривая, злая, метельная, ворчливая, ледяная, ворчливая.
Воспитатель: Какие же вы все молодцы! Ребята, сейчас мы с вами вспомнили о зиме, дали характеристику какой она бывает. А скажите, почему же мы все - таки одеваемся в теплую одежду?
Дети: Чтобы нам было тепло.
Воспитатель: Зачем человек зимой надевает шубу? Мы ещё говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь. Почему же нам в ней тепло? Как вы думаете?
Дети: Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А давайте мы с вами немного разомнемся.
Физминутка.
«Белый пух».
Снежный пух
Все - все - все в пуху вокруг!
(Плавные движения руками перед собой, вверх, вниз).
Пух на шапках,
Пух на губках, (Коснулись пальчиками губ).
Пух на бровках, (Бровей).
Пух на шубках, (Погладили себе плечи).
Пух посыпал лоб и нос. (Дотронулись до носиков и лбов).
Кто так сделал?
Дед Мороз! (Хлопки в ладоши).
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами немного размялись, а что на улице делают зимой дети?
Дети: Играют.
Воспитатель: Правильно, играют в разные игры. А как всё это можно назвать? Дети: Зимние забавы.
Воспитатель: Да, ребята это «Зимние забавы». Вот, чем хороша зима.
(На экране дети видят «Зимние забавы»).
Звучат звуки капели. Раздаётся звук рева медведя.
Воспитатель: Слышите, ребята? Что - то происходит. Пойду я, посмотрю.
(Воспитатель вносит медвежонка).
Воспитатель: Смотрите ребята, Мишутка. Как вы думаете, что произошло? Дети: Капель его разбудила, он испугался.
Воспитатель: Как вы думаете, почему зазвенела капель?
Дети: Стало теплее, снег тает, в это время медведи и другие звери просыпаются. А почему?
Дети: Пришла весна.
Воспитатель: Правильно. Пришла весна.
(На экране появляются картинка Солнца).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что происходит в природе с появлением теплых лучей солнца?
Дети: Солнце поднимается выше, светить ярче, сильнее, становится теплее, снег начинает таять, звенит капель. Ребята, кто из вас знает приметы Весны. (На экране появляются картинки).
Дети: Тает снег, потекли ручьи, звенит капель, появились сосульки.
Воспитатель. Как, вы думаете, приметы какого периода весна вы только что назвали?
Дети: Ранней весны.
Воспитатель: Правильно, приметы ранней весны. Послушайте загадку:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц…
Дети: Март.
(На экране появляется картинка Марта месяца).
Воспитатель: Март- весну открывает! Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап - кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется, а еще его называют «протальник». А почему его так называют? (Ответы детей).
Воспитатель: Что такое проталины? Проталинки - это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. Ребята, а вы думаете, кого в народе называют вестниками весны? (На экране появляется картинка грачей).
Дети: Грачей. Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Ходят они, не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда стоят. В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач – зиму расклевал».
Воспитатель: Миша! Ты теперь понял, что произошло в природе? Ты проснулся от звонкой капели, которая сообщает нам о приходе ранней весны. Ребята, а какие еще вы знаете весенние месяца?
Дети: Апрель, Май.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Ребята, посмотрите, Мишутка загрустил. Давайте с ним поиграет в игру.
Игра «Скажи ласково».
Игра проводится в кругу с мячом.
Послушайте, правила игры: весной хочется говорить только ласковые слова.
Я скажу солнце, а вы ласково - солнышко, ветка - веточка, лист - листочек, ручей - ручеек, лужа - лужица, цветок - цветочек, туча - тучка, дерево - деревце, облако - облачко, вода - водичка.
Воспитатель: Ну что же, Мишутка пора тебе возвращаться домой к своей маме. Ребята, давайте простимся с Мишей, а в подарок подарим ему бочонок с медом. До свидания, Миша! (Миша прощается и уходит).
Итог.
Воспитатель: Наше занятие заканчивается.
- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами вспоминали? (Ответы детей).
- С каким временем года спорит зима? (Ответы детей).
- Какая разница между зимой и ранней весной? (Ответы детей).
- Какой вывод вы,сделали посмотрев опыт? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами много узнали о временах года «зиме», «ранней весне». И мне хочется узнать, с каким настроением заканчивается для вас занятие? Выберите значок на столе.
(Вывешивается на мольберте голубое небо).
Варианты значков: Солнышко - на душе светло, радостно, тучка - на душе пасмурно и грустно.
Воспитатель:Теперь я вижу, что у всех настроение, весеннее, радостное, светлое. Сегодня вы все молодцы! Занятие закончено.