Ирина Царева
Конспект занятия по окружающему миру «Ах ты, Зимушка-зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру.
Тема: «Ах ты, Зимушка-зима».
В подготовительной группе.
Цель занятия : Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи.
- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
- Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Ах ты, Зимушка-зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
- Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
- Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Демонстрационные материалы: красочный сундучок от «Зимушки - Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия, аудиозапись песни «Снежный вальс», «Кабы не было зимы.», мультимедийный проектор.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку (педагог читает загадку)
Я - белая красавица,
Снегами вас согрею,
Но если кто не нравится,
То вмиг заледенею.
Надую вам метели,
Морозом надышу,
А чтоб шаги скрипели,
Стужей накажу.
(Зима).
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке - Зиме.
Воспитатель: На чем можно к ней добраться?
(Ответы детей).
Это транспорт не простой,
Нет для них стоянки.
Летом нет их, но зимой,
Достают все.
(Санки).
(На экране изображение Зимушки - Зимы и зимние пейзажи).
Воспитатель: Я еду! Я еду по тропке лесной!
Здороваюсь с дубом, берёзой, сосной.
Я еду! Снежинки руками ловлю.
Я еду! Я ехать на санках люблю.
Под горку быстрее. Наверх тяжелей.
Через речку перебрались.
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено?
Воспитатель: Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, стихотворение: «Здравствуй, зимушка - зима!»
Здравствуй, зимушка - зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый -
Здравствуй, зимушка - зима!
Вьется след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал -
Здравствуй, зимушка - зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка - зима!
Воспитатель: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?
Воспитатель: Ребята, что это за волшебный сундучок?
(на столе стоит, заранее приготовленный сундучок, в нём карточки с заданиями).
Воспитатель: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этого сундучка. (На протяжении занятия дети получают снежинки).
Задание 1. «Что мы знаем о зиме?»
Воспитатель: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
Воспитатель: Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три.
Воспитатель: Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?
Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.
Воспитатель: Каким стало солнце, небо?
(Ответы детей).
Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.
Воспитатель: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
Воспитатель: А сейчас настало время поиграть.
Игра: «Зимний ветер и снежинки».
(у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг).
Задание 2. «Жизнь животных и птиц зимой».
(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»).
Воспитатель: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей).
Воспитатель: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.
Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей).
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.
Пальчиковая игра: «Медведь в берлоге».
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится ( Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял - и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот).
Задание 3. «Жизнь растений зимой».
(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»).
Воспитатель: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.
Задание 4. «Жизнь людей зимой».
(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»).
Воспитатель: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
Воспитатель: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица
Воспитатель: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.
Воспитатель: А сейчас, давайте отдохнем.
Физминутка.
«Зима».
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз).
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте).
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся).
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками).
Задание 5. Игра: «Доскажи словечко».
Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово
Начал утренний забег,
Но беда - пошёл ведь.
(Снег).
Сильно носик мой замёрз,
Ведь, на улице —.
(Мороз).
Он бывает белый, бурый,
Не шути с его натурой,
Может рыкнуть и взреветь
Этот дикий зверь.
(Медведь).
С ветки прыгает на ветку
Рыжая красавица.
Шишки, желуди, орехи
Запасает на зиму.
(Белка).
Я дружка себе слепила
Из того, что рядом было:
Снег, ведро, морковку - тык!
Получился.
(Снеговик).
Итог.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу.
Вам понравилось?
Что вам запомнилось?
Что нового вы узнали?
Вы сегодня молодцы, всем спасибо за внимание.
Занятие окончено.