Лучший педагог года

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Слова, заимствованные из других языков». 6 класс

Юлия Васильевна Кармакова
Конспект урока по русскому языку с презентацией «Слова, заимствованные из других языков». 6 класс

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/ п: извлекать информацию из словарей, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, адекватно понимать

основную и дополнительную информацию в тексте, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схема, ключевые слова,

владеть разными видами аудирования.

М/ к: стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное

Публикация «Конспект урока по русскому языку с презентацией „Слова, заимствованные из других языков“, 6 класс» размещена в разделах

мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.

Предметные:

2ЛР: расширять словарный запас на основе усвоения значений заимствованных слов.

6/ 4 ЛР: осмысливать причины, источники и периоды заимствований в русском языке, выявлять признаки заимствованных слов,

правильно писать заимствованные слова, уместно употреблять их в речи.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного на основе проверки домашнего задания.

1. Проверка упр. 25 со сменой ролей: один ученик читает фразеологизм, называет имя другого ученика, который объясняет значение этого фразеологизма. Отвечающий читает любой из понравившихся фразеологизмов, адресуя его следующему ученику, и т. д.

Взаимопроверка письменной части домашнего задания.

2. Прослушивание 1–2 сообщений «Что я знаю о фразеологизмах»

(упр. 26, устное рецензирование.

3. Прослушивание сказок о лентяе и труженике с использованием

фразеологизмов (по упр. 24). ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

III. Постановка основного вопроса урока.

1. Переход к теме урока.

– Фразеологизмы, которыми мы с вами занимались, – это выражения, живущие в языке, как правило, не одно столетие в совершенно неизменном виде. Как вы думаете, а происходят ли вообще изменения в составе русского языка? С чем они могут быть связаны?

(Ученики предлагают свои версии изменений в языке и их причины.)

2. Работа в рубрике «Определяем проблему урока».

Материал для наблюдений лучше вывести на слайд с помощью компьютера или воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_6kl_ur5).

Учитель во время беседы опирается на задания и вопросы, предложенные в учебнике.

Методическая рекомендация. Ученикам ещё из начальной школы знакомы некоторые термины греческого происхождения, включающие корни -фон- и -пол-, поэтому задание не представляет большой сложности. Важно увидеть закономерность, по которой можно относить слова к тому или иному языку.

Проблемный вопрос должен носить обобщающий характер: из каких языков заимствуются слова и по каким признакам это можно

определить?

3. Наблюдение по учебнику (упр. 27) за фонетическими, грамматическими и структурными особенностями выделенных слов.

Ученики делают предположение о происхождении выделенных слов, приводя доступные им аргументы (неизменяемое слово фойе, два немецких слова в составе слова бутерброд и др.).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

1. Изучающее чтение текста о заимствованиях в русском языке

(упр. 28).

Сравнение полученной информации со своими предварительными

выводами.

2. Чтение текстов в рамках.

Обобщающая беседа на понимание содержания:

– Назовите ключевые слова урока.

– Чем отличаются заимствованные и освоенные слова?

– Приведите пример заимствованного слова, а затем заимствованного освоенного слова (музыка – музыкант, бутерброд – бутербродное).

3. Изучающее чтение текста (упр. 29) о заимствованиях из разных

языков в разные эпохи.

Ученики работают по заданиям к тексту в группах (парах) : составляют план текста, называют этапы.

Примерный вариант плана:

1) Слова из старославянского языка (с IX в.).

2) Слова из финского, тюркского, греческого языков (XI–XIV вв.).

3) Слова из немецкого, французского, польского языков (XVIII–

XX вв.)

4. Упр. 30 – совершенствуются навыки работы с толковым словарём или словарём иностранных слов по извлечению информации о значении и особенностях слов.

Работа в группах по четыре человека над одним из слов по плану

(можно использовать материал предметного диска – план работы в группах (упр. 30) к § 2) :

1) Значение слова.

2) Из какого языка заимствовано.

3) Особенности слова (произношение, изменение).

4) Однокоренные слова.

Затем каждая группа представляет результаты своей работы, делает вывод. Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарей.

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять план).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах, парах).

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Упр. 31 – развивается умение устанавливать сходство и различие в

значении и употреблении заимствованных и исконно русских слов.

Выполняется устно.

Упр. 32 – развивается умение выявлять тематические группы заимствованных слов.

Можно провести работу в группах. Результаты сравниваются.

Из французского языка : искусство (театр, музыкальные инструменты, блюда, военное дело.

Из итальянского языка : музыка.

Из немецкого языка : производство, военное дело.

Из английского: морское дело, спорт, блюда (еда).

Выполняется письменно, особое внимание обращается на правописание слов с орфограммами-непроверяемыми буквами гласных в корне.

Словарно-орфографическая работа со словами в рамках : фойе, вестибюль, дизайн, дизайнер, каникулы, балет, театр, партер, сувенир, экспонат.

Дети самостоятельно придумывают задание для словарной работы.

Упр. 33 – развивается умение объяснять значение заимствованных

слов через синонимы, правильно писать заимствованные слова.

Проводится также в группах (можно использовать толковые словари или словари иностранных слов).

Взаимопроверка орфографической записи слов с подчёркиванием орфограмм. Коллективное обсуждение. Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Извлекать информацию из словарей разных типов.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работать в группах).

3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока. – По каким признакам можно «узнать» заимствованные слова?

Тематические группы: музыка, искусство (живопись, театр, спорт, военное дело, блюда; корни (поли, фон, несклоняемые слова (фойе, шоссе, рагу, пюре, жюри, сопрано, сочетания гласных в середине слова (фойе, репертуар, рояль, виолончель, браунинг, чемпион).

– Запишите эти признаки как ключевые слова. (Тематические группы, корни слов (-поли-, -фон-, несклоняемые слова, сочетания гласных.)

– Из каких языков и когда возникли в русском языке заимствования?

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т. к. изучался новый материал).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Найти в учебниках по разным предметам (географии, истории, литературе, математике) заимствованные слова. Проверить себя по словарю.

2. Подготовиться к словарному диктанту (по материалам упр. 31–33 и словам в рамках).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия с презентацией по русскому языку в 3 классе «Обобщение и закрепление знаний об изученных орфограммах» УМК «Школа21 века» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний об изученных орфограммах» Цель урока: организация деятельности.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Понятие о частях речи» Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема: Понятие о частях речи. Предполагаемые результаты: 1. Ознакомить с признаками, на основе.

Конспект урока по русскому языку «Добрые слова» в 3 классе КГУ «СШГ №1 имени Абая» (открытый урок) Учитель русского языка: Калиаскарова Р. Б. 2016-2017 уч. год Тема урока: «Добрые.

Конспект урока по русскому языку в начальной школе по теме «Части речи» Тип урока: урок закрепления изучаемого материала Цель урока: 1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания,.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе (8 вида) «Изменение имен прилагательных по родам, числам» Разработка урока по русскому языку Класс, дата, предмет: 6 «Г» (коррекционный, 01.03.2017, русский язык Тема урока: закрепительные упражнения.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Именительный падеж имен существительных» Конспект урока Класс: 3 Тема: «Именительный падеж имен существительных» Тип урока: ОНЗ Цель урока: познакомить с особенностями имён существительных.

Конспект урока по русскому языку «Обучающее изложение по коллективно составленному плану «Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову) Тема урока. Обучающее изложение по коллективно составленному плану «Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову). Тип урок: комбинированный урок Цели:.

Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст» Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А. МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Учимся писать корни и суффиксы» Цели: повторить изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов. Задачи: предметные УУД: содействовать развитию.

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных» Цели урока: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку с презентацией «Слова, заимствованные из других языков». 6 класс
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 17:51
+86Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД