Получи документы

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных»

Валентина Гомелевская
Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели урока : дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;

развивать орфографическую зоркость.

I. Упражнение в чистописании.

Сс Хх Жж

Св. бода, св. ча, св. рить, со. нце, см. льчак, с. брать, сн. жинка, хле., ж. лезо, скв. рец.

Старая женщина волновалась о сестре и о дочери.

- Написание каких букв будем сегодня повторять?

- Что общего для этих букв? (имеют одинаковые элементы, обозначают согласные звуки)

- Рассмотрите росчерк. Напишите по образцу до конца строки.

Публикация «Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса „Три склонения имён существительных“» размещена в разделах

- Прочитайте слова с пропущенными буквами. Напишите эти слова к себе в тетрадь, выделите орфограммы.

- Проверим, как вы выполнили задание. (Дети «по-цепочке» читают слова, называют орфограммы, подбирают, где возможно, проверочные слова.)

- Прочитайте предложение. Напишите.

- Выполним разбор предложения.

II. Постановка проблемы.

- Найдите однородные члены в этом предложении.

волновалась (о ком) о сестре

о дочери

- Определите падеж имён существительных. (П. п.) Определите род.

- Что можно сказать об окончаниях?

- Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже и роде окончания у имён существительных разные? Отчего зависит правописание гласных в окончаниях)

- Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на эти вопросы.

III. Решение проблемы.

1) Наблюдение и группировка имён существительных по роду.

- Проведём исследование.

Слайд 2.

- Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Все слова – имена существительные в ед. числе)

- На какие группы можно разделить эти имена существительные? Запишите данные имена существительные в три столбика, выделите окончания. (Один ученик работает на интерактивной доске)

Ж. р. М. р. Ср. р.

вод а конь мор е

земл я Юр а

дочь дяд я

стол

- Проверьте.

- По какому признаку сгруппировали имена существительные?

- Как могут изменяться имена существительные в единственном числе?

- Какую тему изучали на предыдущих уроках русского языка? (Склонение имён существительных)

- Что такое склонение?

- Назовите падежи имён существительных.

Слайд 4.

2) Наблюдение и группировка имён существительных по способу изменения окончаний в косвенных падежах.

- Посмотрите на склонение данных имён существительных.

На парте у каждого ученика карточка.

Карточка.

м. р. ж. р. м. р. ж. р. ж. р. ср. р. м. р. м. р.

И. п. конь вода Юра земля дочь море дядя стол

Р. п. коня воды Юры земли дочери моря дяди стола

Д. п. коню воде Юре земле дочери морю дяде столу

В. п. коня воду Юру землю дочь море дядю стол

Т. п. конём водой Юрой землёй дочерью морем дядей столом

П. п. о коне о воде о Юре о земле о дочери о море о дяде о столе

- Какая часть слова изменяется во время склонения? (Окончание)

- Выделите окончания имён существительных. (Взаимопроверка в паре)

Слайд 5.

- Сравните окончания существительных. У каких имён существительных окончания при склонении изменяются так же, как у слова земля?

1 группа - Какого рода эти имена существительные?

земля - Какие окончания они имеют в И. падеже?

вода

Юра м. р.

Дядя ж. р.

- У каких имён существительных при склонении окончания изменяются также как в слове конь?

2 группа - Какого рода эти имена существительные?

конь - Какие окончания они имеют в И. падеже?

море м. р. –

стол

ср. р.

3 группа

дочь - Какого рода это имя существительное?

- Какое окончание в И. падеже оно имеет?

ж. р. -

3) Знакомство с правилом с. 88

- Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитайте определение в учебнике на странице 88.

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?

- Вернёмся к предложению. Слайд 1

4) Решение поставленной проблемы. Вывод. - Определите склонение существительных.

- Почему у слов разные окончания, хотя род и падеж имён существительных одинаковые?

(Существительные относятся к разным группам склонения)

- Сколько групп склонения выделяется в русском языке?

- Как определить склонение?

- Значит, какие значения имеет слово склонение?

Склонение –

• Это изменение по падежам

• Это группа существительных, имеющих одинаковые окончания при склонении

- Для чего нужно это знать и уметь определять склонение?

IV. Закрепление изученного. Упражнение в определении склонения имён существительных.

1) Комментированное письмо.

1. Пышный хвост торчит с верхушки

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …. (белка) 1

2. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь) 3

3. Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка

Капнет с клюва капля.

Кто же это? …. (цапля) 1

4. Шубка – иголки.

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь. Кто это? (ёж) 2

5. По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? …. (кровать) 3

6. Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоёт его смычок.

Музыканта звать … (сверчок) 2

7. Кто альбом раскрасит ваш?

Ну, конечно, …. (карандаш) 3

Учитель читает загадки. Дети записывают слова – отгадки, с объяснением определяют склонение.

2) Устный диктант с использованием сигнальных карточек

Учитель называет слова, дети на карточках обратной связи показывают склонение.

Облако (2, пенал (2, ель (3, берёза (1, осина (1, лён (2, пшеница (1, овёс (2, осень (3)

3) Самостоятельная работа. Игра «Собери кузовок». Слайд 6.

- Разложите слова в корзинки, соответственно типу склонения.

Один ученик работает на интерактивной доске.

4) Выборочное списывание. Слайд 7.

5) Перфокарты.

1. гора

мышь

машина

метро

ветер

остров

дорога

берёза

дуб

полночь

2. льдина

окно

луг

кошка

ночь

король

вершина

пыль

удача

сердце

2 ученика работают у доски.

V. Итог урока. Слайд 8.

VI. Рефлексия Рефлексия. Слайд 9.

VII. Домашнее задание.

стр. 88 правило, упр. 167.

Слайд 10.

.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку «Добрые слова» в 3 классе КГУ «СШГ №1 имени Абая» (открытый урок) Учитель русского языка: Калиаскарова Р. Б. 2016-2017 уч. год Тема урока: «Добрые.

Конспект урока по физической культуре для учащихся 5 класса по теме «Баскетбол» Цель урока: воспитать чувства взаимопомощи в командной игре, активность и дисциплинированность, а также привить любовь. к спорту Остановка.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Именительный падеж имен существительных» Конспект урока Класс: 3 Тема: «Именительный падеж имен существительных» Тип урока: ОНЗ Цель урока: познакомить с особенностями имён существительных.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.

КВН по русскому языку для учеников 3 класса КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЦЕЛЬ: воспитывать интерес и любовь к русскому языку. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ. 1) Организационный момент. 2) Вступительное.

Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст» Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А. МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Конспект урока «Дательный падеж имён существительных 1-го склонения» Цель урока: 1. Познакомить с особенностями имён существительных в дательном падеже. 2. Учить отличать родительный падеж от дательного. 3.

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 1 класса «Сколько слов вы знаете» СКОЛЬКО СЛОВ ВЫ ЗНАЕТЕ Много разных слов в русском языке и каждое слово по своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее.

Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Второстепенные члены предложения» Урок№ Дата:25.11.2015 предмет русская речь Класс:8а Тема урока:Повторение второстепенных и главных членов предложения Цели урока: образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных»
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 23:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Гомелевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД