Валентина Гомелевская
Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока : дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
развивать орфографическую зоркость.
I. Упражнение в чистописании.
Сс Хх Жж
Св. бода, св. ча, св. рить, со. нце, см. льчак, с. брать, сн. жинка, хле., ж. лезо, скв. рец.
Старая женщина волновалась о сестре и о дочери.
- Написание каких букв будем сегодня повторять?
- Что общего для этих букв? (имеют одинаковые элементы, обозначают согласные звуки)
- Рассмотрите росчерк. Напишите по образцу до конца строки.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Прочитайте слова с пропущенными буквами. Напишите эти слова к себе в тетрадь, выделите орфограммы.
- Проверим, как вы выполнили задание. (Дети «по-цепочке» читают слова, называют орфограммы, подбирают, где возможно, проверочные слова.)
- Прочитайте предложение. Напишите.
- Выполним разбор предложения.
II. Постановка проблемы.
- Найдите однородные члены в этом предложении.
волновалась (о ком) о сестре
о дочери
- Определите падеж имён существительных. (П. п.) Определите род.
- Что можно сказать об окончаниях?
- Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже и роде окончания у имён существительных разные? Отчего зависит правописание гласных в окончаниях)
- Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на эти вопросы.
III. Решение проблемы.
1) Наблюдение и группировка имён существительных по роду.
- Проведём исследование.
Слайд 2.
- Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Все слова – имена существительные в ед. числе)
- На какие группы можно разделить эти имена существительные? Запишите данные имена существительные в три столбика, выделите окончания. (Один ученик работает на интерактивной доске)
Ж. р. М. р. Ср. р.
вод а конь мор е
земл я Юр а
дочь дяд я
стол
- Проверьте.
- По какому признаку сгруппировали имена существительные?
- Как могут изменяться имена существительные в единственном числе?
- Какую тему изучали на предыдущих уроках русского языка? (Склонение имён существительных)
- Что такое склонение?
- Назовите падежи имён существительных.
Слайд 4.
2) Наблюдение и группировка имён существительных по способу изменения окончаний в косвенных падежах.
- Посмотрите на склонение данных имён существительных.
На парте у каждого ученика карточка.
Карточка.
м. р. ж. р. м. р. ж. р. ж. р. ср. р. м. р. м. р.
И. п. конь вода Юра земля дочь море дядя стол
Р. п. коня воды Юры земли дочери моря дяди стола
Д. п. коню воде Юре земле дочери морю дяде столу
В. п. коня воду Юру землю дочь море дядю стол
Т. п. конём водой Юрой землёй дочерью морем дядей столом
П. п. о коне о воде о Юре о земле о дочери о море о дяде о столе
- Какая часть слова изменяется во время склонения? (Окончание)
- Выделите окончания имён существительных. (Взаимопроверка в паре)
Слайд 5.
- Сравните окончания существительных. У каких имён существительных окончания при склонении изменяются так же, как у слова земля?
1 группа - Какого рода эти имена существительные?
земля - Какие окончания они имеют в И. падеже?
вода
Юра м. р.
Дядя ж. р.
- У каких имён существительных при склонении окончания изменяются также как в слове конь?
2 группа - Какого рода эти имена существительные?
конь - Какие окончания они имеют в И. падеже?
море м. р. –
стол
ср. р.
3 группа
дочь - Какого рода это имя существительное?
- Какое окончание в И. падеже оно имеет?
ж. р. -
3) Знакомство с правилом с. 88
- Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитайте определение в учебнике на странице 88.
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?
- Вернёмся к предложению. Слайд 1
4) Решение поставленной проблемы. Вывод. - Определите склонение существительных.
- Почему у слов разные окончания, хотя род и падеж имён существительных одинаковые?
(Существительные относятся к разным группам склонения)
- Сколько групп склонения выделяется в русском языке?
- Как определить склонение?
- Значит, какие значения имеет слово склонение?
Склонение –
• Это изменение по падежам
• Это группа существительных, имеющих одинаковые окончания при склонении
- Для чего нужно это знать и уметь определять склонение?
IV. Закрепление изученного. Упражнение в определении склонения имён существительных.
1) Комментированное письмо.
1. Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это …. (белка) 1
2. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь) 3
3. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка
Капнет с клюва капля.
Кто же это? …. (цапля) 1
4. Шубка – иголки.
Свернётся он – колкий.
Рукой не возьмёшь. Кто это? (ёж) 2
5. По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? …. (кровать) 3
6. Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать … (сверчок) 2
7. Кто альбом раскрасит ваш?
Ну, конечно, …. (карандаш) 3
Учитель читает загадки. Дети записывают слова – отгадки, с объяснением определяют склонение.
2) Устный диктант с использованием сигнальных карточек
Учитель называет слова, дети на карточках обратной связи показывают склонение.
Облако (2, пенал (2, ель (3, берёза (1, осина (1, лён (2, пшеница (1, овёс (2, осень (3)
3) Самостоятельная работа. Игра «Собери кузовок». Слайд 6.
- Разложите слова в корзинки, соответственно типу склонения.
Один ученик работает на интерактивной доске.
4) Выборочное списывание. Слайд 7.
5) Перфокарты.
1. гора
мышь
машина
метро
ветер
остров
дорога
берёза
дуб
полночь
2. льдина
окно
луг
кошка
ночь
король
вершина
пыль
удача
сердце
2 ученика работают у доски.
V. Итог урока. Слайд 8.
VI. Рефлексия Рефлексия. Слайд 9.
VII. Домашнее задание.
стр. 88 правило, упр. 167.
Слайд 10.
.