Александра Волынцева
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Понятие о частях речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема: Понятие о частях речи.
Предполагаемые результаты:
1. Ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются
в части речи.
2. Сформировать умения распознавать части речи. Развивать
орфографическую зоркость. Работать над расширением словарного
запаса и лексического значения слов.
3. Воспитать умение слушать ответы учащихся, внимание, интерес
к получению новых знаний.
Публикация «Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе „Понятие о частях речи“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Зачитать получившиеся «Азбуки вежливости» из домашнего задания.
- Я советую вам не забывать о вежливых словах и сегодня на уроке, и в жизни.
2. Работа по теме урока.
Чистописание.
На доске группа слов: Максим, молоко, метёт, медленный.
- Найдите одинаковый звук в словах.
- Дайте характеристику этому звуку.
- Какой буквой на письме он обозначается?
Сегодня на уроке будем работать над написанием буквы Мм
Давайте вспомним, в каких случаях пишется заглавная буква.
- Спишите, продолжая закономерность МммМ
Словарь.
Давайте вспомним 10 словарных слов, начинающихся с этой буквы:
(проговариваем орфографически) малина, машина, медведь, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, магазин, Москва.
- Составьте предложение с одним из словарных слов.
Речевая разминка.
- Что такое предложение?
В морозной тишине резко стрекотали сороки.
- Найти в словах все орфограммы.
- Сделать полный синтаксический разбор предложения.
1) По цели высказывания предложение - повествовательное;
2) По интонации – невосклицательное;
3) По составу простое (одна основа);
4) По наличию второстепенных членов - распространенное.
Пары:
стрекотали (как) резко
стрекотали (где) в тишине
в тишине (какой) морозной
- Разберите слово морозной по составу.
- Сделайте фонетический разбор слова резко
Рез/ко- 2 слога, 2 гласные, 3 согласных.
р [ р, ]- согл., непар., звон., парн., мяг.
е [ э ]- гласн., удар.
!з [ с ]- согл., непар., глух., непар., тв.
к [ к ]- согл., парн., глух., парн., тв.
!о [ а]- гласн., б/удар.
5б. 5зв.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
Деревцо всё выше-выше!
Новая тема урока.
-Посмотрите на доску. Перед вами группа слов: звезда, ночной, снег, летит, плывёт, пушистый.
-Прочитайте.
-Что написано?
-Что вы знаете о словах? (Слова называют предметы, признаки предметов, действия предметов. Слова отвечают на разные вопросы: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать?. Из слов составляют предложения. В речи есть слова близкие и противоположные по смыслу.)
Слов в языке очень много и их разделили на группы, чтобы можно было легко ими пользоваться в речи. Наша задача сегодня – выявить признаки, по которым слова делятся на группы.
-Как вы думаете на какие группы можно разделить эти слова? (1. звезда, снег; 2. ночной. пушистый; 3. летит, плывёт)
-По какому признаку вы разделили эти слова?
Итак, эти слова мы могли бы расселить в три домика:
-А какие ещё вы знаете части речи? (местоимение, наречие, предлоги, союзы)
-Сейчас мы с вами походим в гости к частям речи. (У каждого ребё нка карточка со словом: в, бежал, на, за, записал, под, приказ, жидкость, хороший, хлеб, солнце, освободить, песок, переходить, отправиться, принести, круглое, ходить, выходить, характер, французский, утром, лимон, сладкий, узкая.) По команде дети выбегают к доске и крепят слова в нужный домик. Проверка.
Молодцы, все справились.
ФИЗМИНУТКА.
-Давайте, повторим ещё раз части речи, их вопросы и что они значат.
Учебник страница 3 – правило, страница 4 – правило.
*А знаете ли вы, что одна часть речи может переходить в другую?
Закрепление. Самостоятельная работа по технологической карте.
1).-Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.
Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.
Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами. Проверка.
2).-А теперь вас ждёт исследовательская работа. Прочитайте стихотворение А. Керролла из книги «Алиса в Зазеркалье» и определите части речи :
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Проверка.
3. Рефлексия учебной деятельности.
-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи.)
-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)
-Что нового узнали на уроке?
-Что было самым интересным?
-Понравился ли вам урок?
-Что бы хотели изменить?
4. Домашнее задание.
с. 3-4 правило, упражнение 368 – разбить слова по частям речи и записать в три столбика.
Приложение
круглое ходить выходить лимон характер утром французский сладкий узкая песок почти освободить переходить отправиться принести прилежный приказ жидкость хороший хлеб солнце быстрый в бежал на за записал под
Ф. И___ класс___
Технологическая карта урока.
1. -Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.
Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___ 2балла
-Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.
Проверка.
2. -А теперь вас ждёт исследовательская работа. Прочитайте стихотворение А. Керролла из книги «Алиса в Зазеркалье» и определите части речи :
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове. Проверка. 3 балла
Анализ урока получения новых знаний.
1. Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.
2. Цель урока получения новых знаний по теме «Понятие о частях речи» : ознакомить детей с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи; формирование умения распознавать части речи. Развивать орфографическую зоркость; работа над расширением словарного запаса и лексического значения слов; воспитывать умение слушать ответы одноклассников, воспитывать внимание и интерес к получению новых знаний.
3. Данный урок проводится первым по данной теме. Учащиеся уже владеют частью информации по частям речи из курса русского языка во 2 классе. Но учащиеся не смогли показать своих знаний в полной мере. Этому могло послужить следующее: не достаточно прочное усвоение учебного материала; волнение ; неправильная постановка вопроса учителем…
4. Организационный момент способствует эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу и тщательной подготовке рабочего места.
5. Для эффективности восприятия и осмысления нового материала, знакомство с темой урока проходит через проблемную ситуацию и учащиеся сами делают вывод. Чем они будут заниматься на уроке. Данный вид задания соответствует возрастным особенностям обучающихся (дети любят наглядность, соревнования, что и было использовано в полной мере. На данном этапе используется объяснительно-иллюстративный метод, имеет место слово учителя, устный опрос – беседа, ответы учащихся. Прослеживается работа по формированию учебно-информационных умений (работа с книгой, создание «Азбуки вежливости», учебно-коммуникативных (умение слушать, выступать, задавать вопросы) и учебно-интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, делать выводы).
6. Проведение физкультминутки способствует снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.
7. Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала. Показателем усвоения нового материала является активность учащихся при подведении итога урока (Дети оставались пассивны, что говорит о плохом усвоении материала.).
8. На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы:
-объяснительно-иллюстративный;
-метод эмоционального стимулирования.
9. Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
10. Для достижения поставленной цели урока используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.
В течение занятия реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели урока. Но достигнута она была не в полном объёме.